Кристаллы, кристаллы…

Когда я служил науке, а я с восторгом и обожанием ей служил, как бывает, относится глубоко любящий муж к красотке-стерве жене… На втором этаже Института биофизики тогда АН СССР у меня было две комнатки, 40 м и 20 м, и в них размещалась группа, которой я руководил, и еще Боря Гольдштейн, теоретик, которым я не руководил, потому что экспериментатором был, мы друг друга уважали. А когда в 1986 году я уходил из этих двух комнат, в которых массу крови и нервов оставил, все-таки двадцать лет служения… В углу на стене под потолком расписался, и даты 1966-1986гг. Так мне хотелось. Я тогда много рисовал, но этим жить, конечно, не мог, так что просто уходил в никуда. Мне немного помогли мои коллеги, своим покорным молчанием и страхом перед партией… но выставить меня тогда было не сложно, в КГБ лежали вызовы из Израиля, а меня даже в Венгрию по работе не отпускали… Но я не об этом хотел сказать.
Напротив, по коридору и наискосок была другая лаборатория, там руководил исследованиями кристаллов некто Мнюх, опытный ученый лет сорока, но явно ущемленный и самолюбивый, мучающий своих сотрудников ничтожными попреками. Но он ничего не значил, лабораторией на самом деле руководил приезжающий иногда из Москвы А.И.Китайгородский, действительно крупный кристаллограф-физик, как человек он был довольно неприятный тип, но опять-таки, не в этом дело, слушать его лекции было очень полезно, он прекрасно говорил и много знал. И в этой лаборатории я увидел удивительное явление — под микроскопом: внутри одного кристалла рос другой, совершенно иной структуры, старый кристалл понемногу разрушался, отдавая свой материал новому, вот такое дело, да. Я тогда знал более простое явление, потому что много занимался перекристаллизацией солей, для чистоты, продажные соли для наших работ не годились. Я делал концентрированный раствор, нагревал, потом охлаждал, и выпадали чистые кристаллы, они возникали из ничего, кружились в чистом прозрачном растворе, явление, которое поражало моего героя Аркадия в романе «Вис виталис», и расстраивало одновременно – не то кристаллизовалось, не то!..
А почему я это вспомнил?.. Да, вот странно, в связи с современными событиями в стране Россия и в стране Украина. «До основания, а затем…», да? И вспомнил, как внутри одной структуры может безболезненно и тихо рождаться новая, это физика, а как в социологии, часто ли бывает так? Ничего не понимаю в социологии, в политике, одни благие пожелания, и в своих-то картинках и текстах с большими трудами продвигаюсь… Но как бы хотелось видеть рождение нового кристалла внутри старого, а вам?

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Кристаллы, кристаллы…: 12 комментариев

  1. С нервными хуже всего. Отростки восстанавливаются все-таки, а сами клетки, если поражены, погибают. У меня наверное осталось процентов 10% работающих клеток, вот какие компенсаторные возможности, все-таки не совсем еще… Изменения памяти очень интересны, книга на промежуточном этапе была бы забавной, когда вместо одного слова, выпавшего, вставляется другое, может получиться что-то «платоновское» 🙂

  2. Высокодиференцированная ткань (мышечная, нервная) заменяется на соединительную ткань, а как же 🙂

  3. я не биолог

    клетки заменяются, а структуры с возрастом изменяются

  4. Наверное, Вы не биолог? Я несколько лет занимался вопросами обмена (замены) клеток, органов и тканей. Старением. Через 3-4 месяца мало что остается нетронутого, «время жизни» большинства молекул в организме ограниченное — трансформируются, разлагаются, выводятся. Так что смотришь на человека, а он совсем другой 🙂

  5. это правильно, конечно

    но по мере жизни что-то в нас неизбежно умирает, возможно, ради выживания

  6. Долорес Ибаррури.
    Но должен Вам сказать, что я это всерьез воспринимаю, разумеется, не в духе коммунистической идеи, а как отношение к жизни и смерти. Хоть убей, хочу умереть стоя, видел, что это бывает и как бывает наоборот. Маленькие упорные прихоти — как поднимался 20 лет тому назад на 14-ый этаж пешком, так и продолжаю каждое утро. И не знаю, что хуже — не написать еще одну книжку или сдаться на лестнице. Генетика, сэр… 🙂

  7. Лучше умереть стоя(полностью), чем на коленях(частично) Почти Д.И., помните такую?

  8. Две причины — внутренняя и внешняя. Гены постепенно проявляются, оттого мы в старости на собственную молодость не похожи. Происходит независимо от внешних причин, от их давления — только быстрей или медленней. И второе — искажения под влиянием окружения. Приспособление ради выживания. Когда причины сталкиваются, драма получается. 🙂

Обсуждение закрыто.