Из неопубликованного

Главная особенность художника, мне кажется, — нервная напряженность, готовность к узнаванию СВОЕГО в изначальных изображениях, состояние постоянного ожидания… и неважно, откуда они берутся, начальные намеки, насколько подробны — то ли за окном поезда, то ли из окна дома, то ли в природе… или пятна, возникающее на холсте даже при случайном прикосновении кисти. И странная привязанность к изображениям, стремление бесконечно разглядывать самые не имеющие смысла линии и пятна на чем угодно — доставляет удовольствие, которое ни с чем не сравнишь…
……………………
Как-то на выставке фотонатюрмортов, перед изображением угла, в котором бутылка из-под пива, бумажки, мусор… Люблю забытые, оставленные людьми углы…
Подошел и спрашивает человек, по лицу видно, с образованием, – «какова Ваша концепция? Вы ЭТО изображаете как зеркало жизни, критический аспект, или с сожалением об уходящей старине?..»
Как объяснишь, что концепций не держу, грязь и мусор люблю, иная мусорная куча по цвету-свету дороже распрекрасного пейзажа.
Реакция зрителей на изображения всегда была удручающей, теперь стала удручающей вдвойне. К непониманию высокомерие добавилось. Поэтому радует, когда чувствуешь – человека зацепило, подтолкнуло, и он двинулся по своему пути, не заезжая в умопомрачительные рассуждения, плохую литературу, убогую философию… Просто смотрит, и что-то в нем слегка сдвинулось, повернулось… Значит, все-таки живы связи рисующего с воспринимающим рисунок. Но это капля в море…
Поэтому не терплю показываться на выставках, вежливо улыбаться нахалам и толстокожим дуракам!.. Да еще эти встречи-фуршеты с толкотней у бутербродов, жадные взгляды тайных и явных алкашей, надувание щек, ядовитые или сопливые лобызания, фальшивые похвалы, обязательное вранье… за свадебных генералов… Не надо!
…………………
А потом и вовсе разлюбил выставки. Был один случай, он сильно повлиял на меня.
Повесил одну картинку на первой выставке в Манеже, «АРТ-МИФ». Год забыл, давно. Пришел посмотреть. Увидел, но прошел мимо, прошелся по всему огромному помещению (потом оно сгорело), вернулся, еще раз посмотрел… Увидел тысячи картин, они говорили, или кричали — «смотри на меня, смотри», или «купи меня, купи!» или «вот я какая!» или «вот как надо!» А моя, и еще было несколько десятков таких — молчала. Она к зрителю не обращалась, замкнута в себе.
Зачем ей выставка?
Я понял, не надо ей здесь быть. Картины должны висеть по домам, у хороших людей. А если нет таких, то у художника в доме. А если повезет, в хорошем музее пусть висит, или хранится там до лучших времен.
После этого я еще кое-что выставлял в Москве, но перелом в моем отношении к выставкам произошел на «Арт-Мифе».
Выставлять стал меньше, неохотно, а потом и вовсе перестал.
Пишешь для себя? Вот и пиши.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Из неопубликованного: 4 комментария

  1. Re: Пишешь для себя? Вот и пиши.

    Следуя Вашему примеру, попробовал новое для себя место. Моя слабость — лень писать объяснения и названия, а помещать изображения люблю. Я знаю людей, которые дико популярны в интернете, поместили когда-то с десяток картинок, но зато потом умело себя разрекламировали. Знаю… но лень этим заниматься, смайл…
    Спасибо за подсказку из Вашего журнала
    http://dan-galleries.dreamwidth.org/

  2. Re: Пишешь для себя? Вот и пиши.

    Да, но на вопрос — «будете ли вы заниматься ЭТИМ на необитаемом острове» мало кто ответит честно и положительно, ведь так?
    Речь о «степени одиночества», которая у каждого своя. Попробую сейчас написать книжечку о человеке, который крайнюю степень предпочитает, то есть, «свой Остров». Понимаете, крайние точки, это с одной стороны полные приспособленцы, заглядывающие в глаза читателю и издательским крысам 🙂 — а с другой — «подвальные люди», как это было среди художников особенно в 70-ые годы у нас в России. Я всю свою худ-литжизнь был близок к подвальной стихии, просто поздно начал и моя активность пришлась на 90-ые годы, в компанию к «нонконформистам» я опоздал ( и хорошо!) когда никому не было дела до творчества, мне так повезло 🙂 С одной стороны, это было время, когда можно было ни от кого не зависеть, просто никто ничего серьезного не читал и не смотрел, кроме нескольких честных искусствоведов. (я преувеличиваю, как обычно 🙂

Обсуждение закрыто.