БЕССНЕЖНЫЙ НОЯБЬ

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

БЕССНЕЖНЫЙ НОЯБЬ: 2 комментария

  1. Не знаю. Я не люблю картинки «под примитивы». Если в картинке нет «крупной структуры» (2-3 крупных частей), то мелочи раздражают, согласен. В Москве была такая художница, она, например, рисовала женщину, вроде интересно, а потом разрисовывала ее меленькими едва различимыми глазом цветочками. Мне кажется, в этом что-то болезненное есть. Вообще, я с трудом понимаю всякого рода изыски и «придумки», которыми богат «авангард». Как бы оборачиваясь на зрителя, в надежде его удивить или поразить. Художнику, мне кажется, не должно быть дела ни до зрителя, ни до других художников. Это не я говорил, а Миша Рогинский. ((Когда художник пишет, имеется в виду.))
    Мне нравится, когда есть ощущение странности, особого взгляда на вещи.
    Отвращение картинки вызывают у меня крайне редко, разве что типа ДалИ 🙂 А жизнь — гораздо чаще 🙂

  2. Очень здорово!
    Дан, а вот я всё хотела Вас спросить, я даже думала найти ссылку, чтобы было понятнее о чём речь, но она никак не находится, я так попробую объяснить. Вопрос мой вот о чём: бывают такие картинки, Вы наверняка встречали, — где нарисовано очень много, подробно, множетсво деталей, и многие это любят, бывают такие даже несколько «детские», в смысле, — в детских книжках можно встретить, и так всё точно, мелко и подробно нарисовано, даже если это какой-то выдуманный мир, но у меня почему-то от таких картинок возникает чувство ужаса и отвращения. Почему так?
    Там не видно руки автора, движения руки. Может, по этому?

Обсуждение закрыто.