ОПЫТ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СВЕТА


…………………………
Темный вариант картинки, которая была здесь. Рисуем чистым скипидаром по ТОЛИ, то есть, картону, пропитанному какой-то смолой. Смола растворяется, выступает, окрашивает скипидар в желтоватый цвет. Растворитель высыхает, рисунок остается. Устойчивость его сомнений не вызывает.
Зачем это все? Особое удовольствие получаешь, когда что-то выступает из темноты. На светлом фоне — рисуешь, пишешь, видно — кладется краска, она и в тюбике пигмент, и на палитра субстанция вещественная… А тут — ДРУГОЕ. Наносишь невидимое, а получаешь видимое, извлекаешь свет из темноты. Может быть (а может и не так) подобное чувствовал Рембрандт и другие старые Мастера, когда писали белилами по темному грунту. А здесь еще таинственней — пишешь почти ничем, не краской вовсе… а получаешь… Я не о качестве рисунка, тут другое.
Впрочем, это те самые игры, за которые художнику ждать деньги зазорно. Область чистого удовольствия.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

ОПЫТ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СВЕТА: 31 комментарий

  1. Я ценю не тексты, а картинки,

    А я ценю ваши рассказы выше, чем вашу живопись. Не обессудьте. Во такой у меня неправильный вкус!

  2. Почему я должен комплексовать, не понял. 🙂

    ПОТОМУ, ЧТО ВЫ ПРОСТО МОЖЕТЕ ИЗВИНИТЬСЯ И СКАЗАТЬ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ДЕЛА ПОВАЖНЕЕ.Элементарно!
    Меня беспокоит судьба вашего приятеля(?!), который после моего звонка закрыл свой журнал. А на самом деле я была вовсе не при чем, когда все проанализировала. Он просил вас в предыдущих постах вас ответить ему. А вы исключительно занялись нашей перепиской. Надеюсь, вас и его моя персона не разлучит…:))

  3. Я не говорю — УМЕЮ, я говорю — МОГУ
    Это всегда было разным у меня. Главное могу или не могу 🙂
    Одна запись сейчас пропала.
    Это по поводу минискандала. Я склонен к разрывам, стадиям, уходить для меня важно. Сейчас мне нужно уйти или почти уйти из сети, минискандалом я называю повод. Так я ушел из журнала Сетевая словесность, мне надоело, слишком там было легко и хорошо 🙂 А повод нашелся — почти порнографический рассказ да еще с нац душком. так бывает сейчас почти во всех журналах, хотя бы иногда, и это был противный текст, но только повод уйти. Я бы мог ругаться, например.
    Почему я должен комплексовать, не понял. 🙂
    Внезапно исчезают почти все мои корреспонденты, переписка имеет фазы, достигает максимум, и спадает, я привык. Но иногда остается человек, я помню почти всех, кто писал интенсивно.
    Пока!

  4. Я ценю не тексты, а картинки, потому что вряд ли снова возьмусь их сканировать, это время. А диск свой я потерял, он сгорел у меня.
    У меня в голове разделено — общение письменное и устное 🙂 и наверное потому мне не хочется слышать голос того, с кем я переписываюсь. Письма для меня стали важней, наверное, это печально.
    Ни на что не намекаю, вот именно, просто мне понемногу надоедает мой собственный ЖЖ. Но всегда нужен толчок, чтобы сделать шаг, назовите его как угодно, обычно это разрыв. Пример — я ушел их журнала Сетевая словесность, когда там опубликовали порнографию, причем с националистическим душком. Иногда это бывает даже в приличных журналах сейчас. Но это был все=таки повод, я слишком долго там был 🙂
    А почему я должен комплексовать? 🙂
    Исчезнуть отовсюду сразу в сети мне сложно, на это надо потратить больше усилий, чем остаться.
    На самом деле все определяется успехом или неуспехом моих попыток что-то написать. Это главное.

  5. Детей я бы не учил сначала рисовать, а только писать картины 🙂

    У нас есть рабочие тетради, где уже рапечатаны картины великих художников. Правда они дорогие и мало кто их покупает. Я иногда рисую поэтапно. проводя пару линий, хожу смотрю потом следующие пары линий и так далее. У всех, конечно все по-разному получается. Детям предлагается самим рядом, на соседней странице стилизовать свой подобный рисунок в раб.тетради. Иногда они делают что-то потрясающе, иногда явную халтуру, хныча от задания и развлекаясь при этом с соседями. Бывает шумно. бывает по-разному. Я очень устаю, потому, что веду несколько дисциплин и надо успеть перестроиться к другому классу и предмету.

    Мне удобно, чем более, что я молниеностно цветными мелками что-то подобное рисую на громадной школьной доске, а потом, только хожу и смотю, подбадривая. Изредка подрисовываю, но этого делать нельзя. Этот стиль я выработала сама. В школе возможны и словесные оценки, а не цифровые. Домашних заданий я не даю, все делаем на занятиях. Все работы у меня в кабинете висят на стене в несколько рядов на параллельных нитках, прикрепленные бельевыми прищепками. Такая мобильная мини-галерея, она демонстрирует их старательность и аккуратность.

    что я могу писать картины, не умея рисовать. А потом я начал рисовать, это отдельная история.

    А я вообще не умею ни того, ни другого…..:))) Но дети в восторге….:))) Коллеги тоже.

  6. Я человек без обратной связи вообще-то, и в комментах выступаю в несвойственной мне манере, это должно взорваться обязательно. Что-то вроде минискандала :-))

    Как там, в американской полиции при аресте говорят? Вы имеете право хранить молчание и все что вы скажете может выступить против вас?
    Вы о каком мини-скандале сейчас здесь намекаете?…:))) У меня есть еще пара дней для подобного стеба-трепа-болтовни, а потом я выхожу на работу, так что уйду из вашего ЖЖ, не прощаясь…:))
    Обратная связь?
    Мне очень понравился один френд, в качестве обратной связи он взял и позвонил с другого континента. Спросив мой телефон. Мы болтали почти 4 часа, извините за его счет. Так что не комплексуйте! У меня ведь и свой ЖЖ существует, в котором я хозяйка. Вчера я сама позвонила одному френду и кажется обидела его своим юмором….:))

    Я ничего не копирую и не вижу в этом никакой необходимости, я не ценю свои буковки…:))

  7. Плакат Моора у меня есть в Перископе, очень сильная вещь. У Ван Гога все-таки не голод, а бережное крестьянское отношение к «продукту» людей, знающих про голод, конечно.
    Тема алкоголизма мне очень понятна, хотя я сам как-то избежал. Еврейские корни, наверное. Впрочем, некоторым близким мне людям они не помогли. Но я об этом не думал. Я не вижу того, чего на картинке нет, то есть, человека. НО Вещи те же люди. Мне хотелось написать что-то совсем «минимальное». Я часто писал два предмета, разделенные пространством, чтобы передать их отношения. Сейчас я мало пишу и рисую. Нужно делать что-то другое, я человек периодов и личных эпох. Наступит ли новая эпоха, непонятно, но старой не быть уже 🙂
    Я против объясняловки к картинам, но меня привлекает одна форма, доступная для Интернета, и, возможно, для бумаги, хотя это неясно еще. Картинка — и новелка или эссе, связанные с картинкой непростыми связями, неясными порой самому автору. Чисто ассоциативные вещи. Для этого годится ЖЖ. Другие цели в ЖЖ постепенно иссякают, я поместил здесь достаточно, и порыв почти усох 🙂 Я человек без обратной связи вообще-то, и в комментах выступаю в несвойственной мне манере, это должно взорваться обязательно. Что-то вроде минискандала :-))
    Не совсем понятно мне трагическое отношение к одиночеству. Оно настолько органическое состояние, что, право, трагедий не надо. На фоне главной трагедии, все это семечки 🙂 Нет ничего трагичней «ухода по одиночке», который ничем не скрасишь и не замажешь. Каждый ищет свои способы, для меня почти единственный — смертельно устать 🙂 Никак не получается пока 🙂
    Я копирую для себя ЖЖ-журнал, правда, без комментов.

  8. Сезанн мудрил, но с такой страстью, что в результате на его полотнах можно увидеть начатки почти всей живописи первой половины двадцатого века. Тут и Модильяни, и Пикассо с Браком, и Вламинк и многие, многие…
    Картины Сезанна последнего периода светоносны именно за счет взаимодействия пятен, и этим мне интересны. И первый период, его черненькие работки, мне интересны. К тому же, он мне понятен своими рисунками, вернее, своей неумелостью в них 🙂 После Сезанна я понял, что живопись не рисование. Вернее, я это подозревал с начала, но он меня укрепил в том, что я могу писать картины, не умея рисовать. А потом я начал рисовать, это отдельная история.
    Детей я бы не учил сначала рисовать, а только писать картины 🙂

  9. Да, этот. Но я увидела там вовсе не голод, но безмерное одиночество больного алкоголизмом человека.Такую глубинную мысль, в показанном вчера по телеку фильме таланте и трагедии сладкого Ободзинского. Помните, «Эти глаза напротив..»?

    Сутин не первый так осязаемо показал голод. Помните «Натюрморт с селедкой» на розовом Петрова-Водкина, а «Едоки картофеля» ван Гога?
    Но еще удивительнее был Кустодиев со своими неестественно обильными натюрмортами в момент голодной разрухи гражданской войны 1918-21 годов.
    А плакат Моора «Помогите голодающим Поволжья»?

  10. Ну, почти, как последний иконописец П.Д.Корин «стоял на коленях» в Италии перед ренессансными художниками: «Великие, помогите мне!»
    А написал портреты, получив сталинскую премию и оформил плохо обозреваемой мозаикой в метро на станции «Комсомольская». Вот что страх за жизнь сделал с верующим человеком, опекаемым Горьким.
    А главное свое полотно «Русь уходящая», так и не написал, хотя под него мастерскую получил в 2-хэтажный дом. Ныне там филиал ГТГ.

  11. Матисс был первым дизайнером и декоратором в Европе после первой мировой войны. Каждый престарелый художник может оказаться в его роли. выпрыгнуть из возраста и кинуть на холст почти детский локальный колорит.
    А московские меценаты. типа морозовых и даывдовых, это скупали за бесценок. Сейчас, Слава Богу все это висит в ГМИИ и Эрмитаже.
    Сезанна не люблю за кудреватые мудрейки и мудреватые кудрейки, излишнее философствование в живописи, его оцинкованность.
    Кубизм тоже не жалую, несмотря на модность и перепеваемость.
    А вот с вашим видением МАрке согласна. Но более всего мне дорог Сислей.

  12. Я не общаюсь со «старыми дураками». Разве, что в очереди к врачу, чтобы продлить «справку о здоровье» днеобходимую для своей работы. Во там поддерживаю вежливую беседу, ни о чем не споря.

    Но запомнился один документальный фильм о доме престарелых во Франции. Там дамы, осколки дворянского гнезда периода первой волны эмиграции, серьезно препирались кому ПЕРВОЙ принимать ванну. Аргументы были потрясающие — первыми в очереди на ванну должны быть двойные дворянки: и по отцу и по матери….:))
    И что это?
    Почти, как коммунисты — вперед!

  13. А я не люблю Матисса с его выдрюченной набитостью руки. Он два десятка таких быстрых набросков делал, а потом один отбирал, зачем это все?
    Живопись у него пижонская, хотя и мастерская. Он думал постоянно о зрителе, как бы его удивить… Одному человеку это только сходило с рук — Пикассо, потому что рисовальщик был гениальный, и в рисунке он все-таки не так пижонил, как в живописи ( за искл ранних вещей, до кубистических) Ему пижонство сходило с рук, ведь во всем кубизме Он да Брак, остальное мусор, если в чистом виде (ИМХО) Пока кубизм сидел в Сезанне, была гармония, а дальше пошло вразнос, хотя и полезное «исследование тупиков».
    Куда больше мне нравятся наброски кистью Марке, его уличные зарисовки. Вообще, Марке недооценен, его цвет — «высший пилотаж», а рисовальщик один из лучших.

  14. Еще насчет старости. Старых дураков столько же, сколько молодых, и даже больше. Мудрых среди старых исключительно мало, остальные скрывают за многозначительными словесами свое бессилие и глупость, это жизненная хитрость называется.
    Одна наша знакомая молодая дура в трудный момент пошла спрашивать совет «у старца». Где-то они обитают, не знаю. Приехала окрыленная, он сказал ей -«все образуется…»
    Если б я ей это сказал, она бы меня к черту послала 🙂

  15. Конечно, имеет право. Я даже думаю, что распорядиться своей жизнью имеет право, во всяком случае, заслужил в течение жизни (иногда, часто, не знаю)
    Но СЛОВА должны отражать суть. Они не должны знать жалости, жалость — это неточность.
    Литература же не жизнь, это способ самовыражения и познания. Быть при этом неточным — непозволительная роскошь
    От жестокости искусство спасает защита — кто не хочет, может не смотреть. От жизни нет защиты, ведь не скажешь — не живи… 🙂

  16. Оттого, поняв, свои пределы на этом пути, я от науки убежал 🙂

    Почему вы применяете какие-то безжалостные слова? Разве человек не имеет право распорядиться своим ресурсом в удобное для него время иначе?

  17. Насчет мудрости на склоне лет, мне кажется, сильное заблуждение. Это не мудрость, а понимание своего бессилия. Разумеется, остается только примириться с миром, с его подлостью и мерзостями, с его глупостью непобедимой, и с тем, что люди, со времен неандертальцев, из-за какой-то небольшой мутации, имеют мозги, для которых реальная жизнь применения не находит обычно. Жизнь примитивна, а возможности куда больше.
    Это печально и неисправимо.
    Единицы, как Эйнштейн, например, преодолевают этот барьер и находят применение своим возможностям.

  18. Насчет растворения или нерастворения ничего сказать не могу. Хотя, отчего же… 🙂 Собственно, причиной моего ухода из науки и было — своеобразное «нерастворение», доведенное характером до абсурда (может быть) Я не науку любил, а то, что я делал в науке. Меня интересовало только мое постижение мира через науку. Оттого, поняв, свои пределы на этом пути, я от науки убежал 🙂

  19. Re: продолжение ( вроде не отослался мой пост, пощу втор

    Перед смертью он читал мои рассказы, и кажется понял, почему я ушел из науки, тогда он был очень обижен, считал меня многообещающим, ждал моей докторской (штрих: он считал всех своих кандидатов и докторов, и гордился их числом).

    Оффтопик
    Когда я ушла с кафедры искусствоведения на кафедру философии писать свой завершающий диплом, многие преподы обиделись. А я ушла не от искусства, а к личности профессора, открывшей нам символику христианской живописи, когда это было «немодно». Накануне мы сдали успешно пресловутый научный атеизм и я даже не могу вспомнить этого препода ни разу, был ли он мужчина или женщина, вытеснилось капитально.
    Нам, обокранным воспитанием атеистам, вдруг показали иной свет,и где? На кафедре философии, но так осторожно, что потом буквально сказали: «Ничего не бойтесь». Я окунулась в эту живопись как последняя фанатка. День и ночь изучала оболганные совком сюжеты. А на моей защите этот же препод в своей речи осторожно предложил поставить мне четверку. Если сказать, что я была потрясена его пренебрежением к своей собственной теме, которую он воткнул мне в диплом и предложил ее разработать дальше, то это ничего не сказать! Комиссия во главе с известным московск. профессором поставила мне пятерку, но я убежала домой, не дожидаясь объявления результатов, меня душили слезы.
    А после, отдала все свои наработки профессору, сообщив, что не буду больше заниматься этой темой и не собираюсь в аспирантуру.
    Какие мы были смешные и волновались за какие-то цифры-отметки так серьезно-претенциозно.
    ***

  20. Потом почти в каждой хорошей картине я видел, и умел уже выделить этот «путь света».
    Я увидела этот путь в качественном фотоснимке натюрморта (тарелка, вилка, рюмка в золотистом прекрасном освещении) у вашего френда unreal_real.

    Оффтоп
    Правда, сегодня утром увидела, что он закрыл свой журнал. Не знаю, может я ненароком его обидела, как-то написала ему длинный пост, а опост не отправился, взял и исчез, а может и дошел. Тогда передайте ему мои извинения.
    ***
    жук, ползущий по поверхности и понявший, что она имеет кривизну».

    Сама «удивилась» недавно, прочитав в учебнике по природоведению для 4-го класса, что вода имеет «натяжение» и не проливается с земного шара. Эстонцы писали эти учебники, зачитаешься…:))

    Он был добр, но не широк душой

    Хорошо вы сказали. А качество, называемое аристократизмом духа, не похоже ли оно на эту вместимость-терпимость-широту души, мизантропию-филантропию?
    А разве не к мудрости приходит человек на склоне лет своих? Этакий жизненный скептицизм. позволяющий самосохраниться? Или надо, по-вашему раствориться в служении идее?

  21. продолжение

    Он давно умер. Перед смертью он читал мои рассказы, и кажется понял, почему я ушел из науки, тогда он был очень обижен, считал меня многообещающим, ждал моей докторской (штрих: он считал всех своих кандидатов и докторов, и гордился их числом). Он был другом Никиты Толстого, Таню знал с детства, а отец его был известным драматургом в 20-ые годы, хотя и не выдающимся, пьесы про Жанну Д»Арк писал 🙂 Прожил 93 года. Я еще его видел как-то раз.
    Лозунг про бедность и деньги старый, теперь он висит где-то в начале Ленинского проспекта в Москве; в России, с ее склонностями к крайностям, он носит откровенно издевательский характер. Здесь деньги никогда не считались самой большой доблестью, должен сказать, что в гуще народа до сих пор не считаются. Хотя отрава проникла.
    Человеческое общество отказалось от закона естественного отбора, вроде бы, но на самом деле закон «выживает сильнейший» приобрел более изощренную форму. И сняты все естественные природные запреты и барьеры при этом. ((Кот не убьет кота)) И все. Назад пути нет, новое общинное устройство общества, в котором только и возможна демократия (каждый знает каждого) — утопия, или возможный результат глобального краха, вымирания почти всех, падения гигантского метеорита, например. Желать этого паскудно 🙂 Поэтому я вижу только один выход, который свободой и не пахнет. Заповеди, которые сейчас просто относит ветер, особенно «не убий», следует выгравировать на генах. Прививка при рождении. Но это уже было описано фантастами, и последствия тоже. Мне только ясно, что кончилось «возрождение», началась новая эпоха, и выход из тупика цивилизации должен быть нетривиальным для истории.
    Я также не в восторге от законов Запада, как и от темноты Востока, также как от всех «переходных режимов», и потому не вижу никкого смысла в переездах-отъездах. Россия сейчас открыта, царствует произвол, но это великая страна, великий язык, и страна близка к гибели, она в критическом состоянии, и потому — здесь интересно, и могут произойти еще важные события… и просто — оставлять ее нельзя, если можно хотя бы одним словом помочь, так я считаю. Раньше я так не думал. Думаю, Россия не утонет, а эмиграция тонет постоянно, мельчает и вырождается еще быстрей, чем это происходит здесь, хотя и более благополучным образом 🙂

  22. Я согласен, цельность восприятия от знания, но для художника это знание редко носит характер ясного осмысления. Нехорошо приводить в пример себя, но о других знаю еще меньше. Я строю по свету, и это не носит характер размышления и анализа. Я как бы должен ОСВЕТИТЬ из единого (или нескольких, что трудней, но интересней) источников картину. И я иду от самого сильного источника света к краям, неся этот свет. А он ослабевает вовсе не линейно, а по правилу, которое я условно называю «интерференцией», по аналогии с интерференцией света в физике. То есть, свет в целом ослабевая по мере удаления от источника, время от времени вспыхивает, имеет усиления, и это важно, чтобы периферия не «провалилась в темноту» 🙂 Женя Измайлов, замечательный московский художник, первый обратил мое внимание на мои же картинки, те, что я инстинктивно построил правильно. «Смотрите, у Вас круг света» Или почти замкнутый круг, да. То есть, свет проходит, вот так в целом ослабляясь, но вспыхивая, почти круг — и возвращается к источнику (или источникам света). При этом усиливаясь более резко, это и есть «разрыв».
    Потом почти в каждой хорошей картине я видел, и умел уже выделить этот «путь света». Это явный вариант. Гораздо тоньше и сложней строил Сезанн, он понимал еще и дальнодействие, то есть, у него каждое пятно связано с соседями, но главное — со всеми пятнами сразу, это дает ощущение невиданной цельности. Если потушите свет, встанете перед картиной, и включите, то в первый момент увидите, все сделано или не все. Не вникая в детали, только ПО ОЩУЩЕНИЮ СВЕТА».
    Так что не совсем это сознательно, и если знание, то очень глубинное. Волькенштейн говорил, что свобода не только «осознанная разумом необходимость», но и «неосознанная необходимость» — то, что дается нам интуитивно, и этим богато как раз искусство. Есть примеры и в науке, самые блестящие — это Шредингер, который вывел свое уравнение непонятным вообще для науки путем — по аналогии, из чистой интуиции. И Эйнштейн, который, как он говорил, «жук, ползущий по поверхности и понявший, что она имеет кривизну». Его вопросы природе просты до идиотизма, но задать их мог только человек с гениальной интуицией.
    МВ был человеком неглубоким, во-первых, потому, что не дорос до простых вопросов в науке, как Эйнштейн, он был мастером аналогичных переносов — умел переносить достижения одной науки в другую, иногда это дает блестящие рез-ты, но не на уровне Эйнштейна, конечно. И в жизни он был не крупным человеком, тщеславным, скуповатым… Он был добр, но не широк душой, как это бывает ИНОГДА у русских людей, самое значительное качество, которое я видел.
    Его смелость носила импульсивный характер, он мог публично пожать руку Сахарову в самые трудные времена, но на незаметную борьбу, непубличную, как А.Д. он не был способен.

  23. Да, верно, главные изобразительные средства именно линия, пятно, растушевка.
    Меня увлекает контурная линия, скажем, у Матисса, помните его женский портрет, подпертый рукой? Здесь, в ЖЖ, у кого-то из моих френдов этот юзерпик.
    Интуиция нужна, но она вторична. Композиционные законы первичнее. Цельность восприятия и получается от знания законов композиции, иначе вся развалится на винегрет.
    Рубенс, о котором вы упоминаете часто, работал исключительно на виртуозных лессировках, позволяющих красному нижнему подмалевку на левкасе просвечивать сквозь лессировочный слой.Создавался эффет внутреннего свечения. Да, художник был неприлично плодовит, что позволяло высказать предположение о компанейской работе учеников, завершающих его большие композиции, кроме алтарных, он писал их сам. Умен он был несомненно и тут я не могу согласиться с вами о его неумности. Художнику приходилось нелегко, путешествуя со шпионской дипломатической королевской миссией по европейским дворам. Почему? Ну в силу его придворного положения, непререкаемого художетсвенного авторитета, зания языков и еще того, что соейчас называется шармом. Я была в Антверпене в его доме-музее 10 лет назад. Даже купила буклет и нафотографировала. Сканера нет выложить фотки. Я испытываю к П.-П.Рубенсу огромное уважение. А время страшных эпидемий отнимало у всех жизнь родных и меценатов.
    А разве сейчас спид не свирепствует в любой среде?

    Спасибо, что вы помните своих блестящих учителей. А нужна ли была М.Волькенштейну нобелевская премия? И в чем выражалась его неглубокость? Он сейчас бедствует?
    Сейчас новые лозунги: «Если ты такой умный, почему небогатый?»
    Эстонцы говорят, люди достойные уважения по жизни — «Tark, Ilus, Rikas» — умные, красивые, богатые!
    Современные требования безжалостны,- выживает сильнейший. Остальные пробиваются своими возможностями, им не дадут умереть с голоду, а рассчитывать на счастье не приходится. Вот какое нынче жестокое общество. И доказательства этому я вижу каждую минуту!

  24. В живописи редко нужна память в привычном смысле, даже когда пишешь НЕ с натуры (почти всегда) Другое нужно для начала — какое-то сильное зрительное впечатление, образ, он может иметь источник внешний или внутренний (воображение), но обязательно яркий и сильный, иначе не «хватит» на картину. Энергии заблуждения(как говорил Лев Толстой) не хватит 🙂
    А дальше никакой памяти не нужно, абсолютно другой механизм. Полное сосредоточение на прямоугольнике холста, на котором возникло в виде пятен это первое сильное впечатление. Дальше вступает в дело ЛОГИКА САМИХ ПЯТЕН, выстроенных, конечно, в согласии с вкусами и представлениями автора — о взаимодействиях, о цвете, наконец, в заботе о цельности — ЦЕЛЬНОСТИ вещи. И чем дальше, тем меньше «свободы» — пятно диктует пятно. Это не «осознанная необходимость» а именно — НЕОСОЗНАННАЯ, интуитивно постигаемая по ходу дела, по мере заполнения всего пространства. Страх распада вещи, страх нецельности, который лежит в основе нашего психического равновесия, мы не спешим к краю… этот страх держит и искусство, картину, повесть, рассказ. Можно придумать другое слово вместо страха, но по-моему это именно страх — в данном случае не за жизнь, а за вещь, за ТВОРЧЕСКУЮ ВЕЩЬ.
    ………..
    А метод — это вызов самому себе, конечно. Но прелесть в том, что автор не осознает вызова, а знает только интерес. Рубенс говорил — «не было еще задачи, которая была бы сильней моего мужества». Это правда. У него другая слабость — он был блестящим, но неглубоким человеком. Я знал такого, почти гения, Михаила Волькенштейна, физика, моего учителя в науке. Кстати, если у меня был учитель в прозе, то он. Он научил меня писать статьи. У него был абсолютно ясный ум, ясные глаза, он умел просто писать о сложном. Но стоило ему выйти за свои пределы, например, писать стихи и картины, как это становилось ужасно 🙂 И он сам это понимал, но умел посмеяться над собой. А физик был превосходный. НО опять но… — он был гением аналогий, имел чутье переносить знание из одной области в другую, причем, отдаленную. ((Он не Эйнштейн, который умел поставить простой почти идиотский вопрос — и гениально ответить на него)). МВ построил физику полимеров, представив полимерную цепочку в виде… идеального газа. И действительно, отдаленные сегменты почти не зависят друг от друга. За эту теорию была получена нобелевская премия… но не МВ, а Флори, который просидел над этой теорией еще 30 лет, а шеф был уже далеко, заинтересовался физикой белка, потом биофизикой… И ничего не получил, хотя Флори и признал его основоположником.

  25. Грубо говоря, других портретов у меня нет
    В том смысле, в котором Флобер говорил «мадам Бовари это я»

  26. Это метод напоминает написание фрески. Тут требуется профессиональная зрительная память. Микеланджело так расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.
    Я ее видела. Почти 500 лет стоит.
    Техника: по сырой буро-серой свежей штукатурке наносятся из ведра гиганской кистью мазки, по увеличеному эскизу. Мазки впитываются, но не проявляются, их никто не видит, т.к. сырая штукатурка их не показывает. Только после высыхания виден рисунок и цвет. Ошибешься, всю штукатурку придется скалывать и все заново переделывать!

Обсуждение закрыто.