НЕ СПИ, НЕ СПИ, ХУДОЖНИК…


………………………….
Бумага, кисть, тушь.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

НЕ СПИ, НЕ СПИ, ХУДОЖНИК…: 15 комментариев

  1. Насчет камней — не знаю, это ведь первые мои работы вообще. Да и обо всех что-то внятное сказать не могу. Можно было бы оставить один камень, несколько сместить его пришлось бы, изменить в размерах и так далее. То есть, добиться полного равновесия пятен и масс. Я думаю, что дальнейшее приближение к равновесию (сейчас я мог бы попробовать, если б вернулся, и умею побольше, но вряд ли стал бы) было мне противно, мешало. Я в сущности люблю крутиться вокруг да около, зная что-то про порядок, но …не хочу его знать. Про этот рисунок ничего не скажу -давно. А сейчас часто вижу, что пятно, чуть отдаленное от центра равновесия, действует на нас куда более раздражающим образом, чем то, что идеально вложилось.
    В сущности, выразительность нам дают нарушения равновесия, нарушения гармонии, правильных пропорций и соотношений. Художник или не склонен к этому… или делает это интуитивно.
    Но это уже к данному рисунку не относится 🙂
    Теперь про повесть — должна ли она развиваться. Должна, но это развитие далеко не всегда сюжетно-событийное. Можно написать повесть о том, как человек каждый день приходит на одно и то же место — и повторять и повторять текст… и каждый раз замечать небольшие отклонения. Оркестровка. Болеро Равеля.
    В этой же повести медленно, неторопливо и тяжело идет зима, и каждая главка — это погода, состояние снега и ветра, а не только звери. Постепенно появляются новые звери, между ними отношения, все это едва-едва ползет… Потом вдруг кто-то умирает — и снова зима топчется на месте. Это не очень ново для литературы, особенно двадцатого века. Итак — движение может быть разнообразным, иногда это просто одна и та же мысль в голове героя, которая обрастает деталями, а снаружи ничего почти не происходит. Я интраверт, и мое развитие, если оно есть, в первую очередь внутреннее, я не люблю бодро развивающиеся сюжеты. Жизнь — наше самоощущение, оно почти не развивается, идет по большому кругу или спирали, и в старости мы приходим к заметно оскудевшим ощущениям юности.
    Я бы так Вам ответил про сюжеты. Представляю себе сюжет — «шаг впред-два шага назад» или «два шага в сторону, один вперед»… Все, что угодно, только не энергичное развитие типа боевика, скорей запись Робинзона на необитаемом острове. Но это дело вкуса и привычки. Сами-то пишете?
    Д.

  2. Я читал Вашу повесть, Дан, на Инете, года три назад; сдается, у Мошкова. Я был очарован стилем, но (позвольте резать правду) довольно быстро устал от горестной повествовательной интонации, кочующей из главы в главу. Видимо, сработала моя стандартная установка: повесть должна развиваться.

    А о коротких рассказах Ваших я в то время просто не знал. Смакую их сейчас.

    А еще, скажите (уж не избыть мне привычку набрасываться с алгеброй на гармонию): в последнем Вашем «посте» (Два дерева), почему внизу два синих камня(куста?), а не один?

  3. Уважение к жизни вызывает у меня любая трава, или цветок, любое живое существо. Наши собаки умерли, сейчас у нас дома и в мастерской кошки, а собак знакомых — много. Вообще я много занимаюсь зверями, не имеющими хозяев, и свободными, которых кормлю и лечу по мере возможности. У нас сейчас много брошенныз зверей — богатые люди приезжают на свои дачи, привозят или берут здесь животных, а уезжая, бросают их. Так что у нас постоянно кругом много зверья, помогаем, сколько можем.
    Люди в России несколько остервенели (озверели — не скажешь), очень многие проявляют удивительное равнодушие к тому, что их окружает. У нас постоянная война с администрацией городка, который был цветущим, пока здесь хозяйничала Академия. А сейчас — сельсовет.
    О зверях моя повесть «Перебежчик»
    http://www.litera.ru/slova/markovich/pere/index.html
    да и в других постоянно встречаются звери, и в рассказах тоже. Вообще звери скрашивают мне жизнь последние лет двадцать, к людям я отношусь гораздо сложней.
    Экспрессионизм я применяю к себе не как течение, с скорей как сторону света. А.Каменский говорил, что такого сплава примитива с экспрессией раньше не видел, но это было давно, да и вообще, стремление классифицировать у критиков заменяет непосредственное восприятие изображений, которые обладают свойствами внушать нам чувства расположением пятен даже. Также как музыка — звуками, это трудно объяснимо.

  4. Отвечаю в обратном порядке:

    Собаки (очень редко, люди) тоже вызывают у меня это пронзительное ощущение: уважение к жизни. Удивительные существа. 90% моих «постов» посвящено моему дружку, шоколадному лабрадору Банзаю. А как зовут Ваших собак?

    «Экспрессионизм» — признаться, я так и не постиг точного значения этого термина, несмотря на обилие примеров и определений. Мунк (Крик) — это экпсрессионизм или импрессионизм? А Ваши работы я бы не сумел классифицировать. Это иное.

    «… и начал учиться». Помните, у Фейнмана? : «учение редко приносит пользу кому-либо, кроме тех, кто к нему предрасположен, но как раз им-то оно почти не нужно»

    Хаджи Мурат. Рассказы Толстого надо особенно читать, совершенно согласан с Вами. Будь я министром образования, я бы учредил отдельный предмет «Лев Толстой», право…

    Физика — да… Некоторое время и я был ею заворожен, особенно гидродинамикой, а потом прошло; выучился на программиста (в Израиле) и живу как все

    «То, что делаю сам» — не думаю, что эти усилия пропадают даром, и детей учил тому же. Лишь в исключительных случаях получается в точности изобретенный уже велосипед, но это бывает лишь от узости мышления 🙂

  5. Мы познакомились с Андреем в Инете и никогда не виделись. Он много для меня сделал, и удивительно тонко понимает литературу, чего не могу сказать о себе. Мне всю жизнь во всех делах сначала было инетересней всего то, что делаю я САМ, а потом уж я начинал смотреть по сторонам и с удивлением обнаруживал, что есть и другие люди, которые делают что-то другое, что я совсем уж понять не могу 🙂
    Моя неграмотность была поразительной. В науке я знал и умел очень широко, захватив практически основу физфака и химфака и биофака, и понимал физхимию одолев курс Левича по статфизике, а курс математики по Смирнову. Но я так и не прочитал «Войну и мира», завороженный «Хаджи Муратом», И прозой Лермонтова и Пушкина.
    Уйдя из науки я лет пять вообще бездельничал, жил страстями и страстишками, а потом наткнулся на живопись. И начал ее насиловать, а не познавать и учиться. Через несколько лет несколько успокоился, и начал учиться.
    Мои примитивы Рогинский оценивал на уровне Пиросмани и Руссо, но понимал, что примитив не дает мне той полноты выражения, что этим людям. И оказался прав, я начал понемногу смещаться в сторону того, что называется «экспрессионизм», сам того не понимая.
    Одновременно пришло мое третье и наверное последнее увлечение и привязанность — к зверям, мне с ними легче и спокойней, чем с людьми. А осмысление мира у меня закончилось на формуле Швейцера — «уважение к жизни». Это мое.

  6. Spasibo za ssylku, Dan. Budu kachat’; budu chitat’.
    Komov — izumitel’noj dushi chelovek, no on nemnozhko-taki peterburzhec.
    S Vame mne gorazdo legche obsh’at’sja.

  7. Спасибо. Правда, не знаю, что Вы читали, у меня их ведь более трехсот. Два сборника напечатаны мизерным тиражом, третий в Инете.
    Ссылочки есть в моем альманахе:
    http://www.periscope.ru
    и много всего в Сетевой словесности:
    http://www.litera.ru/slova/markovich/
    Но если Вы дружите с Андреем Комовым, то он знает про меня даже больше, чем я сам про себя помню 🙂
    Приятно, что рассказики еще читаются, многие ведь написаны двадцать лет тому назад. Значит, хоть жизнь и бессмысленна была, но не совсем 🙂
    Желаю успеха и добра Вам.
    С уважением Дан

  8. Дан, Ваши короткие рассказы безупречны. Да просто чертовски хороши.
    (Я набрел на них по Вашей ремарке на наш небольшой с А.Комовым спор)Давно не получал такого удовольствия, право. Редкая композиция. Спасибо.
    И этот звездный дож — тож.
    Примите и проч 🙂

  9. Да, вижу, но жаль, что отключение связано с удалением одного из комментов, я не хотел его так сильно обижать, пусть сначала скажет все, что хочет 🙂 Но похоже по-другому нельзя. А та кнопочка, которую я нашел, относится ко всем комментам всех авторов. Век живи, век учись.

  10. Отключить — это совсем просто, удалите коммент, а когда он будет «удаляться», Вас спросят, *ban* ли этого пользователя, Вы согласитесь, — о все-). Один раз пришлось прибегнуть…

  11. Получилось по моей ошибке. Я до сих пор не ориентируюсь в тонкостях ЖЖ.
    У меня обычно все комменты открыты для всех, но в двух или трех случаях я их закрывал. И каждый раз забываю, как это делается. А сейчас еще сменил винд98 на винд2000 и появились какие-то новости… У меня есть один оппонент, которому активно не нравится, что я делаю. Он такой полухудожник-полуархитектор, суриковской выучки, и все знает, как надо. Спорить с ним нет сил и желания, тем более, что он злобный какой-то. И я его второй раз отключаю. И забываю, как отключить комменты для одного! Пусть будет прав тысячу раз, но учит где-нибудь в другом месте. :-)) Меня уже поздно исправлять, горбатого могила исправит.

  12. Значит, разговор можно продолжить?
    Очень неуютно стало, когда перестали «допускать»-)).

  13. Da, ja hotel zablokirovatj kommenty na odnoj zapisi, a poluchilosj tak, chto zablokiroval vse.
    Sejchas ispravlju.

  14. Dobryi den’,
    pytalas’ v proshlyi raz ostavit’ komment Vam na vash «Inyx uje net» = togda ne poluachalos’)
    Spasibo, chto dobavili, teper’ smogu kommenty vam ostravliat’)
    I koshka u Vas zamechatel’naia mnogoe … i dojd’ zdes’ s nochnym xudojnikom
    Spasibo)

Обсуждение закрыто.