КОРЕННОЕ ВЗАИМНОЕ НЕПОНИМАНИЕ

Мне пишет читатель про «Последний дом»
«Мне вовсе не жаль ваших кошечек, мне жаль человека, который так отгородился от людей…»
Что-то в этом духе.
А мне НЕ жаль людей, которые устраивают кровавую вакханалию или идиотский шабаш, так, что в результате — вокруг Дома этого человека изрытое мертвое поле. Перед ним стоит выбор — с кем он, с этими людьми — или с животными и природой? Такой вопрос уже поднимался в повести «Перебежчик».
Я полностью на стороне СТРАННОСТИ, — ухода, отгораживания, перехода в лагерь слабых и непонимающих свою беду. Не все могут и умеют бороться. Тогда лучше уйти — не участвовать. Лечить нужно больное общество, а не этого честного человека, который сделал свой выбор. Его, по-моему, стоит уважать. «Тупик жизни» вовсе не в нем, а в окружающей его жизни. Жизнь тупиковая, об этом и вещь. Недаром ДОМ — ПОСЛЕДНИЙ, недаром кругом пустыня и мертвая земля. Картина-то узнаваемая, если выглянуть за пределы Москвы хотя бы… 🙂

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

КОРЕННОЕ ВЗАИМНОЕ НЕПОНИМАНИЕ: 6 комментариев

  1. Продолжение письма

    Разве эти люди верят в свое счастье, разве они не растеряли все? И такие бывают люди. Вы еще молоды и этого не понимаете. Вы пишете, какой смысл пережевывать? А если Вы убили человека, есть «смысл» пережевывать? А ведь и такое случается. И вина бывает, и боль невыносимая, как у моего героя Анта в повести «АНТ». Одни справляются, другие погибают. Это жизнь, М. Дай Вам Бог сохранить свой оптимизм, но, уверяю Вас, — никто вам это не гарантирует. А писатель пишет о разных людях, они
    по-разному интересны.
    Вы пишете что Вам не жаль собачек и кошечек. А это мои друзья, я всю жизнь с ними живу. И семьи у меня были, и дети, и много видел хорошего, но радость общения со зверями трудно чем-то заменить.
    Часто человеку помочь невозможно. Часто никто и не хочет помочь. Вот умер недалеко от нас старик, умер от голода. Да, алкоголик, ну, и что, мало что ли алкоголиков? Его, в сущности, довели до смерти, чтобы захватить его квартиру. И я не смог ему помочь, не думайте, что это так легко.
    Да, жизнь это то, что происходит внутри человека, но важно, чтобы вас не убили, чтобы не затравили, чтобы вы имели достойную работу, и многое другое важно. И люди, которые этого не имеют, или больны, или еще что-то — они тоже достойны уважения, и много положительного в себе несут.
    У меня брат в 47 лет покончил жизнь самоубийством, и спасти его было невозможно, и так бывает. Он был достойный человек, интересный и талантливый. Вы наверное мало видели еще. А литература — она обо всем на свете. И жизнь бывает тупиковая — сколько угодно. Есть вещи, которые никогда не уходят в
    прошлое. В моей повести «Остров» человек совершил невольное предательство в молодости, и помнит это до конца дней своих. Есть ли в этом смысл? Глупый вопрос — помнит и все.
    Русская литература много говорит о совести и долге человека. Сейчас людям часто кажется, что вот свобода, и от совести и памяти тоже освободились. НЕТ никакой свободы вообще. Я же биолог, и все это понимаю на языке химии. Никакой свободы, и даже длительность вашей жизни записана в ваших генах, плюс-минус несколько лет.
    Если у человека сломана жизнь, — (а это бывает сплошь и рядом с нами, только посмотрите кругом) — то не значит, что его не за что уважать. Я каждую бродячую собаку уважаю. Мой принцип — уважение к жизни, во всему живому, и этот принцип разделяет герой повести. И хоть он добровольно отказывается от общения с многими людьми — но не со всеми: и у него есть друзья, и его звери, и он их всех любит. А Гена этот — тоже рядом
    со мной когда-то жил, кстати, дипломированный философ, но не марксист, идеалист, его выгнали в свое время отовсюду, потом посадили в психушку, потом он стал пить… Это все реальность, М.
    И этот человек неизмеримо лучше меня представлял себе жизнь, видел ее и понимал.
    Он погиб, только не от взрыва, а от передозировки.
    ……………………….
    Вам хочется «полегче». Тогда нужно читать Акунина. Или тетку Фрай.
    Не обязаны Вы мою повесть любить и ею восхищаться, это дело личное :-)). Насчет ее искренности… Она показалась искренной многим людям. Это ничего не значит для самостоятельного человека, чужое мнение — просто есть и другая точка зрения.
    Я уважаю ваше мнение. И не собираюсь Вам переубеждать.
    Только Достоевского не нужно трогать. Почитайте настоящих филологов о Достоевском, увидите, насколько он многомерен, и вовсе не сводится к «надрыву». Гораздо глубже и серьезней, чем об этом пишет В.
    Всего Вам доброго.
    Читаю Ваше письмо и улыбаюсь — извините — какой Вы еще молодой в своих воззрениях. Постарайтесь не растерять радость жизни, почти со всеми людьми это происходит.
    Всего! Дан

  2. Re: Письмо очень молодому читателю о повести «Последний

    Добрый день, М!
    Если человек пережил трагедию, то может и не оправиться. Вам такой человек не нравится. Я смотрю на это по-другому. Мне такого человека жаль. Наверное я больше Вашего видел
    изломанных временем и болезнями людей. И ВЫ не гарантированы от этого, и Вам тоже будет больно, если Вас за Вашу болезнь или слабость будут не любить или не уважать. Я думаю, что Вы еще молоды, и мало такого видели. Я все-таки видел людей после войны, голода, много видел смертей в больницах, и это ТОЖЕ все жизнь. И это тоже существует для писателя. Люди с этим каждый справляется по-своему. Справляется и мой герой. Он художник, и он любит природу и зверей, а личная жизнь ему не удалась. Это дело обычное.
    Теперь посмотрите вокруг себя. Где Вы живете? Я еду из Москвы или Серпухова к себе в Пущино — и вижу пустыню, заброшенную землю, умирающих на ней стариков, голодных зверей, оставшихся без хозяев. Это реальность современной России. Основания для социального оптимизма у нас нет. Страна постепенно сползает в хаос и бескультурье, правят в ней бандиты и воры. Все это Вы видимо видеть не хотите, или считаете, что внутренняя жизнь от этого не зависит. Я наверное интроверт не менее Вас — и рисую, и пишу «из
    себя», но не могу не реагировать на то, что происходит в стране, в которой прожил бОльшую часть жизни.
    Об этом и повесть, отсюда и надрыв: рассказывает человек, израненный временем, не совсем здоровый, да, но сохранивший и память и любовь к своей земле. Сейчас куда более здоровые люди лишены этого нормального чувства.
    Отсюда и интонация вещи. Каждая вещь имеет интонацию, соответствующую ее содержанию. Разговоры о «достоевщине» глупы. Если Вы возьмете «Жасмин» — там
    другая интонация. Если возьмете повесть «Белый карлик» — она написана
    жестко, там война затронута и многое — но там нет надрыва, совсем другое. Если возьмете повесть «Паоло и Рем» — там
    вообще спокойная неторопливая интонация, потому что такое содержание.
    Я люблю Достоевского, но никак ему не подражаю, было бы глупо. Все зависит от содержания вещи.
    Дело совсем в другом — русская литература никогда не боялась серьезных тем, драм, внутренних противоречий. Это и есть ее серьезная традиция, ее отличие от других литератур, которые таких глубин достигали редко. Сейчас есть тенденция брать полегче, а все серьезное и искреннее — считать фальшью. На поверхность вышла гниль типа Сорокина. Ничего серьезного и глубокого новые авторы не предложили.
    ……..
    О герое повести еще. Вовсе он не думает, что прав. Он любит свою землю, и страдает за нее. Вот она, у меня под окнами, точно такая, как описано. Вы, видимо, плохо представляете себе, что происходит в стране.
    …..
    Вы не можете уважать человека, если он считает, что у него поломанная жизнь?
    Таких людей очень много, и они по-разному переносят свое горе. Возьмите некоторых героя Хемингуэя, героев Кафки… да мало ли…

  3. Дима Быков.
    Знаю и за многие стихи люблю.
    …………………….
    «Это как раз та ржа, по-моему, которая мешает нам как-то сгармонизироваться и житейски и исторически.»
    Это о «Последнем доме» в ВеГоне :-))
    …….
    Новое время, новые люди. А мой герой — он из прежнего времени, да. Но земля вокруг него — та, которую я вижу каждый день. И проблемы ее — сегодняшние.
    А в общем, никакого значения. Вещь написана, дело сделано. Кто-то откликнется, кто-то нет, обычное дело.

  4. «Я живу один в деревянном доме,
    Я держу корову, кота, коня.
    Обо мне все уже позабыли, кроме
    Тех, кто никогда и не знал меня».

  5. Я с симпатией отношусь к «уходящим в сторону» от современной цивилизации. Может, они и не слабые. но пока что мейнстрим прет и ни с кем не считается. В нашем городе и вокруг силами энтузиастов была выращена и поддерживалась уникальная растительность. Уничтожается. Как это отгородить, защитить? Купить землю, делать свои заповедники, выпускать туда зверей?
    Я не в состоянии защитить нескольких животных вокруг одного-двух домов.
    Люди-то не слабые, но нормальное отношение к живой природе пока что на периферии сознания большинства.
    Алкаши съели собаку. Собаку — нельзя, а свинью — можно?
    Все сложно, иногда упирается в такие корни культуры, добраться до которых… ой-ой-ой…

  6. Почти полностью согласна… кроме одного. Они — сделавшие такой выбор люди и их звери — не лагерь слабых. Точно не лагерь слабых — я видела их, вижу каждый день. У слабых нет того, что есть в этих существах, нет ни внешнего, ни внутреннего.

Обсуждение закрыто.