ПРЕДЧУВСТВИЕ БЕДЫ


……………………………
Дизайнер я весьма посредственный, и от недостатка образования, и от коренного нежелания художника использовать полезные приемы дизайна книги — проходящие через всю ее структуру объединяющие элементы, разные отчеркивания, подчеркивания, рамки и рамочки, завитушки и все такое. Шрифты, конечно. Мне даже рамку к картине сделать трудно, а «высшим шиком» кажется, когда на пространстве прямоугольника — холста, обложки книги — все содержимое висит свободно, ничем искусственно не поддерживаемое, не обведенное, отчеркнутое-подчеркнутое, — но железно связанное внутренними связями. То есть, как строится картина. А книга, это другая геометрия, она разворачивается не сразу, а постранично, и оттого лежащие на поверхности видимые связи, которых для картины достаточно, в книге теряются в ее глубине — забываются: их приходится напоминать читателю на каждом развороте. Повторы! Знаю, но не люблю, не нравится.
Скорей всего, это у меня не додумано, и вот почему: повторы охотно использую в тексте, в прозе. Но там вижу серьезное обоснование — видимая сторона текста (как он смотрится) — важна (важна, важна!), но не столь важна, как при конструировании книги, а повторы в тексте, ритмическая игра и смысловая вязь, имеют гораздо больше смысла для выразительности вещи=текста. Хотя, вполне возможно, что и в книге все это есть, просто я недостаточно понимаю. «Душа текста» и «душа книги». Насчет повторов в картине я знаю больше, крупномасштабные опасны: как только вылезают на поверхность, тут же превращают зрителя в Буриданова осла 🙂 Хотя все строится на цветовых повторах. Но видимо, это игра более мелких элементов (Сезанн, где ты?!), направленная — НАОБОРОТ! — на то, чтобы глаз «хватал» всю картину, как ЦЕЛЬНОСТЬ
Во всяком случае, меня учили, что картина не должна состоять из большого числа крупных кусков, ну, два-три, иначе «разваливается». В пейзаже это «небо-земля»…
Вообще все объединяется КРУПНО — группы людей, сообщество предметов. Примером гениального объединения для меня является картина Рубенса «Охота», где крокодил существует и как цельная личность, и в то же время, его хвост входит в одну крупную общность пятен, а голова в другую (к примеру, точно не помню), и эти несколько крупных пятен объединены в большие ДВа — светлое и темное, и это объединение важней и решительней служит глазу воспринимающему, чем вся отдельно взятая возня и суета — копья, кони, крокодил и бегемот, и даже задник(и он играет незапасным игроком).
Опять Тициан со своей «гроздью винограда»!
Миллион лет для человеческого глаза — ерунда, наскальные рисунки построены абсолютно, с нашей сегодняшней точки зрения, правильно. Мы можем только — или безмерно усложнять видимый антураж, (десятки и сотни персонажей Босха или Эль Греко), или до примитива упрощать, как черный квадрат Малевича, но не вылезать за рамки физиологии восприятия цельной вещи. Разумеется, время от времени смельчаки «рвут» вещь на части». НО. Даже гениальный и смелый Пикассо в картине «Сын в костюме Пьеро» продемонстрировал пределы, дальше которых смелость оборачивается слабостью и поражением: он объединил белой фигуркой противоречащие части.
В периоды смятений и переломов, культуру постоянно испытывают «на разрыв», но неизменно наталкиваются на несокрушимую преграду, за которой только поражение — на особенности физиологии восприятия, которые гораздо устойчивей, чем все наши временные потрясения и распады
(ИМХО, конечно, ИМХО :-))))

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.