Красота — вздор

Границы вкуса…
Вкус – свойство зрителя-читателя. Тот, кто рисует
или пишет, этого не понимает. Вкус – взгляд со стороны,
сравнение разных точек зрения. Автор лишен вкуса. У
него другое свойство должно быть – верность себе. Ис-
кренность и точность.
…………………………………………………
В двадцатом доме…
Когда я жил в двадцатом доме, у меня был сосед Толя.
Не совсем рядом жили, я на третьем этаже, он на пятом. Но
он всем был сосед. У него привычка была бегать по дому
в шерстяных носках. Двери не запирались тогда, зачем,
и все знали Колин толчок в дверь, внезапный, быстрый и
мощный. Рано утром. Дверь ударялась ручкой о стенку, а
Коля уже над тобой стоит. У него очки с толстенными лин-
зами, подвязаны шерстяной ниткой к ушам. И уши осо-
бенные. Уши ему очень были нужны, Коля подслушивал
наши разговоры, и бегал к начальству, стучал на нас.
Но это мы потом узнали… Лицо приблизит к твоему
лицу, и – «дай рупь!»
Давали. Помогало, он исчезал на пару дней, а потом
снова – дай!..
Бегал он бегал, а носки-то шерстяные. Бесшумные,
это хорошо, зато скользкие, это опасно. Коля поскольз-
нулся и трахнулся о ступеньку копчиком. Орган незна-
чительный, но с характером – обиделся, и стал расти, уд-
линяться… покрылся жестким седым волосом… Атавизм
эволюции, говорят. Два раза удаляли, снова растет…Не-
правда? Ну, что вы, неизлечимая болезнь. Долго Коля му-
чился, а потом ученые нашли средство. Оказывается, по-
могает пить перекись водорода. Сначала у мышей дока-
зали обратный рост и отпадение хвоста. А потом добро-
вольцы понадобились. И Коля послужить науке решил.
И очень помог в этом вопросе. Оказалось, средство не
безвредное – есть побочный эффект. Уши отпадают. Так
что он, можно сказать, пострадал втройне – от несчастно-
го случая на лестнице, от врачебной ошибки… и лишился
многих привилегий, которые за тонкий слух имел.
Дело давнишнее, но история повторы обожает. Так что
имейте в виду – хвост спрятать легко, уши куда заметней.
……………………………………..
Красота – вздор…
Когда я учился в Тартуском Университете, филосо-
фию нам преподавал Столович. Толстенький жизнера-
достный малый, он занимался эстетикой. Даже написал
книгу о том, что такое красота, объективное ли свойство
материи или так себе нечто. Сейчас бы сказали – вирту-
альное… Его тогда ругали… непонятно за что, ведь он
считал красоту свойством объективным. Зато просла-
вился на весь Союз, и даже второй философ, Блюм, зави-
довал ему, хотя занимался куда более важным вопросом
– теорией революций.
Мне, как и всем студентам Столовича, пришлось
прочитать его книгу, иначе зачет повис бы в воздухе:
толстячок не был мстителен, но обижался, если его труд
не уважали.
Эта книга что-то у меня в голове оставила, хотя со-
всем не то, что хотел Столович. Я так и не поверил, что
есть «объективная красота». Но есть свойства – картин,
текстов, музыки, которые у людей, чувствующих культу-
ру, вызывают восторг, у некоторых дыхание перехваты-
вает, а одна женщина убеждала меня, что при виде пре-
красного что-то (или кто-то, может, автор?) хватает ее
за горло и цепко держит…
В конце концов, я перестал думать об этом, занялся
более достойными делами, как тогда считал.
А потом вдруг начал писать, рисовать, и все равно
не думал, в основном чувства кипели-бурлили…
Потом я постарел, стал писать-рисовать реже, хотя
умения прибавилось: когда что-то научаешься делать,
то это не всегда хорошо. Теперь у меня появилось время
думать, и я вывел для себя несколько свойств – одина-
ковых и для текстов, и для картинок, – для любой «вещи
искусства».
Это простые свойства, присутствие которых в значи-
тельных количествах и вызывало во мне… нет, не «чув-
ство прекрасного», я по-прежнему не знаю, что это…
– вызывало необузданный восторг, потому что я был че-
ловеком далеким от размышлений, и еще более далеким
от спокойного любования, разглядывания… я не эстет…
ВОСТОРГ! – другого слова не подберу. Восторг вызывает
вовсе не «красота»: красивенькие и довольно бессмыс-
ленные словеса, эффектные сравнения давно стали ба-
нальностью, и сейчас быстро осваиваются рекламой.
В ней такие перлы красивости, что лучше бы авторам
писать голо-голо… или точно, прозрачно-точно… или до
бессмысленности страстно… Ну, не знаю, но Столович в
моих глазах совсем съежился, хотя был довольно мяси-
стый мужчина…
Так вот, три слова я выделил для себя, и за много лет
ничего другого не придумал. Творческая вещь должна
быть Цельной. И Лаконичной. Без лаконичности цель-
ность не воспримется. А третье слово – Выразитель-
ность. Хотя, наверное, первое оно…
Написанная картина, если хороша, сначала лег-
ко вливается в глаз, вплывает со своим светом, тьмой,
а потом… застревает где-то между гортанью, началом
пищевода сверху и верхней частью грудины снизу – и
это чувство бывает утомительным и тяжелым. Цвет,
слова, звуки – у них должны быть такие негладкие, ше-
роховатые, иногда острокрючковатые части и стороны,
которые, зацепившись за что-то внутри нас, приводят
в движение давно проржавевшие зубчики и шестерен-
ки, и это внутреннее движение… оно распространяется
на весь организм, и я начинаю вибрировать, дрожать,
произносить что-то нечленораздельное, но по-русски…
плакать, – а потом чувствую – могу, наконец, дышать
полной грудью, как ни банально звучит, именно ею,
полной… и уже не так, как раньше. Мне уже не скучно
жить, вернее, скучность реальности никуда не девается,
но не касается меня! – и точка. Когда я в шестнадцать
пил с братом спирт, то ощутил впервые примерно такой
же отрыв, правда, он скоро кончился… а искусство…
оно… и так далее.
В общем, красота – вздор, вопросы вкуса волновать нас не
должны . Если вы сильны и безоглядны, то
люди воспримут и ваш вкус, и слова, и звуки, и ритмы…
И все само собой пойдет, само собой…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.