временное: ответ-привет

Я часто убираю свои тексты. По одной причине — через минуту-две они мне уже не нравятся. А иногда через час, еще реже — наутро. С картинками так тоже бывает, но гораздо реже. Наверное, потому, что я долго на них смотрю, высматриваю всякую чепуху. А на чужих картинках еще чаще! Недавно на одной классической фотке, из ч\б классики, заметил лишнее пятно, оно мне настолько досаждало, что перекопировал фотку — и убрал!. И черт возьми! — лучше стало! Я думаю, что там лицо (портрет) настолько перевешивало, что люди и не замечали это — лишнее. Но оно было лишним, голову на отсечение! Важно ли это? — не знаю, но для меня важно, потому что борьба за чувствительность, а за что еще бороться-то (ищи в себе свищи!) Даст бог, повезет (только без бога!) такую вот сделать, как ТА, но тогда уж не будет у меня лишнего пятна! А картинки-то нет, картинки-то нет… 🙂 А может она и есть, но флера времени нет и нет, и для автора его не будет никогда… А пятен лишних все-таки не должно быть, ибо цельность… вот-вот, именно она, а что еще… смайл…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

временное: ответ-привет: 2 комментария

  1. Шансы испортить на следующее утро тоже велики, поэтому с большой осторожностью… 🙂
    Ну, и поскольку я печатаю свои тексты очень редко (они «вылеживаются» у меня годами, то воспринимаю ЖЖ как полную распущенность — не как храм, а как мастерскую. И заходят-то сюда редко, а видеть самому написанное сразу, с размаху — полезно. Так что только особое отношение к ЖЖ здесь, бывает здесь и работа с черновиком 🙂 ТО же относится к картинкам, но в них написанное сразу имеет бОльшую ценность, практика показала. На следующий день что-то исправлять очень опасно — затираешь 🙂

  2. Рекомендуют сразу написанное не вешать, а делать это только на следующий день утром. Тогда и убирать не придётся.)

Обсуждение закрыто.