временная запись, чушь кошачья

Заканчивая картину, талантливый и удачливый останавливается на пике, на вершине, теперь уже изменения ведут к затиранию, ухудшению. Такое вот «пожалуй, хватит…» Но дальнейшие попытки полезны, хотя в лучшем случае — своеобразное «плато на вершине»: зритель не видит, в какую сторону идет дело, потом перестают видеть эксперты, тонкие знатоки… Но здесь самое интересное для автора, для самого художника, точка приложения огромных усилий. И в огромном большинстве случаев — «впустую», он уже добрался до предела своих возможностей. На сегодня! На экране это — «пиксель туда, пиксель сюда»… Здесь и начинается настоящая работа, усилия по оттачиванию собственной чувствительности. Конкретной работе уже не помочь, не улучшить, и легко ухудшить… но происходит обострение чувствительности создающего, что важней всего, это, возможно, скажется на дальнейшем пути, новых работах. В сущности относится к любому виду творчества. Мне кажется… Если везет, то все это незаметно, малозаметно, и чем талантливей, тем легче и веселей. Но процесс идет. А мы говорим, глядя на результат — «повезло…» И правда, и неправда, и справедливо, и несправедливо…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

временная запись, чушь кошачья: 3 комментария

  1. Уже не знаю 🙂
    Последние лет пять предпочитаю экран. Конечно, он должен быть хорошим, к тому же следить за распечаткой, и не на фотобумаге, а на обычной акварельной 🙂 Теперь, что важней. Мне сейчас важней моя точность, а это я вижу на экране лучше, точней. И подобрать цвет и тон могу на нем гораздо более точно, чем смешивая реальные пигменты. А результат — да, если вам важней результат, то лучше на бумажке, результат будет виден и вам, и всем. Мне тоже долгое время был важней результат. А сейчас важней, ЧУВСТВУЮ ли я РАЗЛИЧИЯ, и как сильно чувствую. Я же больше занят собой, чем окружающим миром, это неприлично говорить, я знаю. Но на восьмом десятке хочу себе позволить, смайл! Никаким смешиванием пигментов Вы не получите такие градации, как на экране. Так что я Вас понимаю, но сейчас выбираю экран.
    Предел не мы устанавливаем, а нам он установлен, к сожалению. И слегка его подвинуть всегда хочется. Удачи Вам! Д.

  2. даааа… совершенству есть предел, но мы сами его устанавливаем!

    Но с пикселями это мне как-то менее понятно, чем с красками.
    Прихожу в гости к брату, открываю ЕГО компьютер, чтоб показать ему СВОЮ картинку и может быть, ещё немного изменить по цвету.
    Открываю и — опа! — не могу её узнать. Картинка коричневая (серая)! А у меня была голубая (почти синяя). Другой монитор, или что там…

    ну его. Лучше акварелью или акрилом по бумажке или картонке красить буду.

Обсуждение закрыто.