из повести «Остров» (неопубликованный вариант)

………………………
Иногда своим быть лучше, чем чужим, безопасней, хотя обычно, я помню, своих сильно били, а чужих уважали и боялись, и били только, если упадет или как-то по-другому проявит слабость. Каждый раз не знаю, чем кончатся мои соприкосновения и расспросы. Нужно изо всех сил стараться быстро и уверенно двигаться, и спокойно, веско говорить, тогда они устанут наблюдать, косить глазами, и если будут бить, то без азарта, в основном мимо. Меня окружают те, кто меня не помнит, не знает, разве что некоторые и чуть-чуть, по внешности и фигуре… и если не науськают их специальные люди, то останутся равнодушны, ведь ни пользы от меня, ни вреда… Но если им скажут — «чужой!» — тут же кинутся истреблять. Они не столько злы, сколько темны, доверчивы и легко внушаемы. Поэтому должен искать молча, или рисковать – задавать короткие вежливые как бы вскользь вопросы… Лучше, если в руках бутылка пива, полупустая… ну, воды налей, если пива нет… Если заподозрят что-то… черт знает что… тут же окрысятся, обычный ответ на непонятное, и последствия непредсказуемы. Обозлятся — странный хуже, чем чужой, странность серьезное обстоятельство. И в сущности они правы, странные люди вносят сумятицу в налаженную жизнь.
А для странного человека вся жизнь здесь странна, необъяснима…
Вся жизнь здесь устроена неправильно, я уверен!
А где она правильная?..
………………………………….
Не знаю, никогда о такой не слышал. Все наши беды — последствия одного неверного решения, не знаю, кого винить, может, само так получилось. Произошло огромное несчастье — выдравшись одной ногой из животного мира, мы уволокли с собой, пусть слегка подчищенный, но все тот же закон — выживание приспособленного. А мы уже не в природе, мы выбились из русла с этим законом под мышкой — и оказались в яме. В животном обществе приспособленность к выживанию часто совпадает с улучшением качеств, самых важных и нужных для вида. Когда молодой лев, победив старого, разрывает его львят, а львица спокойно наблюдает это, хотя только вчера, рискуя жизнью, защищала, — в том хоть какой-то смысл виден: от молодого львица наплодит детишек посильнее, чем от старого… Но даже среди простых растений и зверей борьба за выживание часто буксует. Например, один вид сначала уничтожит всех, а потом рухнет, стоит условиям ударить в слабое место, а оно всегда найдется… Или, звери в каком-то месте все время вытаптывают траву, ходят на водопой — глядишь, через несколько лет нет травяного разнообразия. А что вы хотите: в неблагоприятных условиях выжили самые сильные и приспособленные: одуванчики, лопухи да простая травка. Ничего плохого в них, но пейзаж становится куда примитивней, скучней, однообразней, и если вдруг изменится климат, местность в пустыню превратится, у сильных и однообразных меньше гибкости.
Тем более, в сложном человеческом мире сбои сплошь и рядом. И пора бы понять, что выживание приспособленных губительно для развития. Что способствует выживанию? Одаренность наилучшими качествами? Как бы не так!.. Главенствуют отвратительные черты — жадность, настырность, злобность и властолюбие, они в жизненной борьбе побеждают, сволочи карабкаются вверх, остальные еле теплятся. Но еще хуже, что всех побеждает тот, кто утверждает силой свое право вообще не подчиняться правилам.
Сильно усложнившись в человеке с развитием культуры, науки и техники, понятие лучшего изменилось. А иерархии строятся все по тем же примитивным признакам. Вот и выживают совсем не самые нужные обществу, и не лучшие. Часто ли и долго ли у власти — профессионалы и ученые? А мздоимцы, воры, интриганы — не в пример ли чаще? Но зато как приспособлены! Куда до них Ньютонам, Фарадеям и Эйнштейнам, на которых, собственно, и зиждется вся лучшая сторона наших дел!
Руководствуясь тем же принципом, что и звери, мы несколько подновили биологические законы, и это всё. Под высокопарный треп о милости и справедливости, о морали и заповедях, и что в игольное ушко не пролезешь… — скопом лезут, обдирая шкуры, никого не стесняясь.
А живущие ради высоких задач сидят тихонечко по углам, незаметны. И хорошо, когда не замечают их, а то еще примутся истреблять, как не раз
было. Привычка рубить ветви, нужные для сидения, — тоже из животного мира, только там генетика вовремя останавливает. Даже альтруизм выдумали не мы — его знает любая птичка, уводящая хищника от своего гнезда. Это принцип выживания популяции, генетически закрепленный, а мы его выдаем за небесные рекомендации. Так что гордиться тебе особо нечем, человек, «который звучит гордо».
Нужен иной принцип устройства — вытеснение идиотов и сволочей.
Но такая популяция, при существующих правилах общежития, неспособна противостоять наглости старых принципов.
Значит, снова с нуля начинать?
…………………………………
Вижу кругом страх, горе, прозябание живого мира.
Большинство людей надежно защищено от этого ежедневными заботами, сохраняют уверенность в ценности собственной шкурки.
Но я видел и таких, кто сами лишили себя защиты, живут в открытом море горя и страха. Бросаются на помощь, забыв о собственной безопасности и пользе.
Мир держится на этих беззащитных, на пути полного очерствения стоят они, как триста спартанцев стояли…
Мало их, забывающих о себе?
Но без них всю жизнь загоним под асфальт, а потом и себя — туда же.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

из повести «Остров» (неопубликованный вариант): 7 комментариев

  1. Всё верно — художник не следователь, чтобы быть последовательным! В наших жилах кровь, а не водица, мы идём сквозь бешеный раздрай, чтобы, умирая, воплотиться в полотна, словеса и другие добрые дела!

  2. Конечно. Я живо откликнулся на позицию героя, значит этот герой не мумия, значит он живой, то есть противоречивый и не «сбалансированный» человечек!

  3. Негодую, и что? Мне неважно, прав я или неправ, и каким путем пойдет развитие дальше. Думаю, что человечество обречено. Другие думают наоборот. Ну, не имеет это никакой силы. Это в науке если доказано, то верно, а здесь такого нет, искусство имеет дело с большими неопределенностями, оперирует ими. В жизни наши решения могут быть логически неверны, но это мало что меняет 🙂

  4. Что из того, что засилье дураков полезно для популяции — герой не переносит это, не хочет жить в такой реальности, вот и всё. Я тоже не хочу, и никакие доводы разума не могут меня примирить с такой вот реальностью. Возможно, это неразумно. Но часто бывает, что совершенно безумный взгляд на вещи со временем оказывается самым интересным.

  5. Понимаете, мой герой именно таков, а прав он или неправ для меня не так уж важно. Он выражает свое неприятие, а Вы противопоставляете ему вполне сбалансированную научную точку зрения. Мне давно уже безразлично, прав я с позиций «объективности» или неправ. Нехорощо, конечно, поступает Юпитер, который пожирает своих детей, но картина от этого хуже не становится. Сон разума порождает чудовищ, но от этого сила воздействия этих картин не страдает. Правота вообще к искусству отношения не имеет, оно выражает индивидуальное отношение автора или/и героя, и этим для нас интересно. Онегин застрелил Ленского, он неправильно, конечно, поступил, но ведь не в этом вовсе дело… Смайл…
    Герой может нести любую чушь, и ошибаться, главное, чтобы его отношение к действительности задевало бы, а с плюсом или минусом — не так уж важно.

  6. Это суженный социологический (вульгарно-социологический)взгляд, но человек живёт не только в этом узеньком срезе. Уверен: массовое засилье идиотов и дураков крайне необходимо для выживание популяции! Это иерархическая пирамида ценностей — жрецов, пророков, великих творцов и мудрецов и должно быть меньшинство… А у нас их с чрезмерно быстрым развитием цивилизации случилось явное перепроизводство — некому землю пахать и дома строить, все хотят интеллигентным трудом пробавляться…
    Внизу — грубые идиоты-работяги, у которых и физиология соответствующая, ручищи толстенные, торс мощный и т.п. Чем выше в иерархии (у львов она, конечно, намного примитивнее), тем более утончаются черты… У муравьёв сразу рождаются особи с соответствующей специализацией — рабочие, родители (крылатые), матки-царевны, разведчики, охранники-бойцы… А вы, получается, на эту природную иерархию негодуете (подобно Марксу) и хотите это решительным образом изменить…

Обсуждение закрыто.