Масяня смотрит в темноту

/////////////
вернее, в полутьму, в темноте и они ни черта не видят…
И я с ней туда смотрю, свет надоедает мне, не дает различить оттенки.
В полутьме и цвет громче звучит. Не я открыл — многим поколениям известно… Смотрю, и простой вопрос передо мной — а что я сам открыл, сам?
Наверное, ничего, а просто жил, и прожил свое время. Большинство жизней — не открытие. Разве что… напоминание об открытиях, и то редко бывает…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Масяня смотрит в темноту: 6 комментариев

  1. Нужны немногие слова, и их не может быть много. Примером может быть хорошая поэзия, и очень хорошая проза. Сказать что-то новое или хотя бы хорошо забытое старое удается очень немногим, и редко. Обычно же даже самая хорошая проза это своего рода «пристрелка» — ради нескольких слов, может быть.
    Изо-искусство в этом же ряду, и в нем сколько угодно болтовни на специфическом изо-языке 🙂 Бывает так, что очень хороший живописец, например, Марке, создает что-то свое, а потом десятилетиями дополняет самого себя, занятие вполне достойное, но все-таки второстепенное. От Вермеера дошло до нас чуть более сорока картинок, но этого достаточно, чтобы мы его запомнили.

  2. Не выдумывайте 🙂 Мистика на пустом месте :-)))
    В мире полно всего прекрасного и разного, и нам чрезвычайно редко удается выдумать что-то стоящее. Это обычно большая работа, на которую уходит вся жизнь. И это не делается вот так — сказал то, что уже тысячу раз говорили. Поэтому я против тех словоизвержений, которые слышу часто, например, от того же Остапа из za-za Извергая слова, ничего не получается, уверяю Вас. Получается очень редко, если… сама жизнь с немногими словами сливается, но на это мало кто идет, если всерьез 🙂

  3. Нет, Дан, они будто кого-то видят там, где для нас пустое пространство!?
    Что-то там видят, а мы — нет.

  4. Ощущение света дают фотоны, падающие на сетчатку глаза. Ничего иного. Вопрос только в чувствительности клеток сетчатки, у кошек она гораздо выше, чем у нас.
    Можно вызвать ощущение света, если сильно ударить по глазу или по голове, но лучше этого не делать 🙂
    А в пустоту мы тоже смотрим, потому что пустота и темнота нас ожидает, и это естественный конец — и наш, и этих созданий, которые счастливей нас, потому что только смутно об этом подозревают 🙂

  5. А почему она не видит в темноте, Дан? Кошки ведь ночные хищники, кажется? 🙂
    Вы много открыли сами, Дан — вы себя самого открыли — самое главное.
    А кошки, я замечала … иногда смотрят … в пустоту просто, просто в пространство, где для нас ничего нет — будто кто-то или что-то невидимое им видно. Иногда от этого даже страшновато становится. 🙂

Обсуждение закрыто.