В десятом доме, где моя мастерская, (и место действия в повестях «Перебежчик» и «Последний дом»), умирает кот Федос. С ним связана целая эпоха жизни дома, котовского сообщества, и моей тоже. Что я могу сказать. За двадцать лет было три лидера — коты Вася, Серый и Федос. Сейчас сильного кота нет больше, так, одна мелочь осталась. Ждем пришлого.
Главное наблюдение — за распадом нравов в человеческом сообществе, падением морали происходили изменения в жизни зверей. Естественно, потому что менялось не только отношение к людям, но и ко всей окружающей нас среде, фауне и флоре. И домашние животные тонко реагировали на это. Первым, еще при старом режиме, был Вася. Все кошки были его, но главной была одна кошка, потом он ослабел, ушел в соседний дом, и эта кошка за ним. Я встречал их еще несколько лет, они так и остались вместе, потом оба исчезли.
Вася был суров с молодыми котами, но быстро наводил порядок, рассчитывал иерархию точно по силам каждому. И никогда не отнимал всю еду. Своих ставил на место, но от дома не отгонял.
После Васи пришел Серый. Времена уже стали жестче, подвальных начали преследовать. И Серый был жестче, начал отгонять молодых от дома, но по настроению, периодически, и все-таки был мир. Серый погиб, и пришел Федос. Началась истерия с железными дверями якобы от террористов, запирание подвалов, замуровывание их… Жизнь стала тяжелей, даже домашним трудней добираться до квартир. Исчезли остатки еды у дома. Федос не выстроил иерархию, а просто выгнал из дома молодых котов, и они перебивались как могли, постоянно бегали через дорогу, и почти все погибли под машинами. Так у меня погибли два рыжих котика, и сильный серый кот Брыська, да и другие… Федос был всю жизнь дико прожорлив, съедал все, что приносили для всех.
Состарился Федос, его начали бить пришлые коты, он болел, лечиться не давался… И возраст, конечно, ему уже больше двенадцати. Смотреть на него мне было тяжело, он угробил лучших молодых в доме. Ну, кормил его, конечно, и он приходил ко мне в мастерскую через форточку, сидел в углу, я его не выгонял. Но не любил, пусть кот, но сволочь. Хотя, конечно, времена сволочные, и не коты виноваты, а люди. Коты отреагировали на нарушение привычного уклада жизни.
Вот и вся история.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

: 2 комментария

  1. Людей мне надоело оправдывать, да и интерес теряю, начинаю забывать собственные разочарования. Животные всегда правы, хотя с точки зрения наших идеалов, их мир устроен жестоко. Но по сути наш не лучше, а хуже, поскольку огромный разрыв между тем, что знаем и декларируем, и тем, что делаем и как живем. Поэтому искусство интересней жизни, мир искусства цельный. И он не совсем оторван от жизни, потому что встречаются все-таки люди, которые делают то, что думают и считают правильным, их мало, но это значения не имеет.

  2. Сильно!
    И в то же время как жутко: я и про людей-то не могу поверить, чтоб бывают сволочи, всегда хочу оправдять, найти причину оправдывающую каким-то образом свинство, а уж про животных — страшно подумать.
    Но от вас — оч. убедительно.
    Да и то, что их поведение зависит от человеческого, и ухудшаются они вместе — убедительно и страшно.

Обсуждение закрыто.