40 ЛЕТ — ДАТА


………………….
40 лет тому назад я приехал в Пущино, и остался. Мне было тогда 26 лет. Свои плюсы и минусы в жизни на одном месте — мне все известны. Я выбрал. Сначала это было место, где стоял мой Институт Жизни, я занимался наукой. Потом это стало высоким местом над Окой, где было мое убежище от окружающей жизни, я писал картинки и тексты. Потом… это стало единственным местом в России, где еще можно жить 🙂 потому что тихо и красиво, и не мешают делать, что интересно. Потом… осталось высокое место на берегу Оки, кругом Россия, родина, и мне всегда было наплевать, любят меня здесь или нет — я люблю… Здесь я еще жив, что-то свое делаю, здесь несколько людей и зверей, которых люблю. Я видел все надежды, иллюзии, попытки что-то сделать — в науке, в городке, в окружающей среде… хотя бы не испортить, вложить хорошее. Был подъем, надежда, сейчас ничего не осталось. Я хожу по высокому холму над рекой, стараясь идти по одной известной мне тропинке — из дома в мастерскую, и обратно. У меня окна, не пропускающие звуки. Я много видел, что-то помню, и могу еще писать и рисовать — из себя. Меня хватит еще лет на десять, а больше мне не надо, если меньше — встречу с пониманием. Я счастлив, что мне уже 66, и я не долгожитель. Я не уеду из России, здесь мой язык, я понимаю жизнь и людей, а это для меня важно. Я смотрю телевизор — новости — жадно, и рекламу — с юмором и интересом, особенно, если отключить звук. Своего рода цирк.
Мне кажется, я понял главную ошибку — не тотальная испорченность и темнота, которые существуют, наряду с замечательными свойствами людей. Даже не глупость, холопство, жадность, воровство. Даже не неуважение к жизни, к людям, жестокость, ставшая привычкой. Нет, все можно было бы переварить, да и то, что я слышу и вижу в окружающем мире… ничуть не лучше, ну, чуть побогаче, поспокойней, деловитей, но с обожествлением денег и своего комфорта, и многое, многое еще… что мне противно… Подвело нетерпение, обычное нетерпение. За нетерпеливыми всегда идут воры, грабители… Быстро не получится, а только обратное. Какие бы ни были высокие и правильные идеи (если они таковы, а мы ведь еще склонны бежать за давно пробежавшей волной), если стоишь перед людьми, которые живут своими — пусть неправильными, нехорошими, но твердыми положениями, помогающими им жить и выжить… ТО торопиться нельзя, эти люди окажутся перед провалом, что и видим. Судьба всех социальных проектов, какими бы прекрасными они ни казались — обречена. Здесь пока что так: перво-наперво власть должны уважать за справедливость, и верить в нее, а тогда и на смерть пойдут. Так сложилось, очень не современно… но не нам это осуждать, а не считаться с этим — только крах.
И я хожу по этому холму, и все это каждый день вижу по людям, по своему дому, в который переехал в 1969 году из общежития. Только я теперь на втором этаже в мастерской, а жил на первом. Я вижу деградацию и смерть — людей, зверей, и самого дома.
Но вот парадокс, энергия согласия и приятия — и энергия неприятия и сопротивления в чем-то сходны — это все равно энергия, без которой нет творящего начала в нас. И это не ново.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

40 ЛЕТ — ДАТА: 27 комментариев

  1. Да, я всегда с облегчением отхожу от разговоров об окружающей меня действительности — если честно, мне трудно с ней иметь дело 🙂 Иногда возмущение ею все-таки выливается, я вижу, насколько наука и искусство сильней, интересней — и чище… 🙂
    Если об искусстве, то тут нет проблем пола, я думаю, все перемешивается :-))
    Мужчинам приходится в чем-то становиться подобным женщинам — а именно, острей чувствовать мир. А женщинам — немного мужчинами, потому что в искусстве требуется не только тонкость, но и сила выражения…

  2. Конечно, Вы правы. Но если уж женщина разговаривает с мужчиной, и наоборот, то обеим сторонам приходится договариваться, о чем пойдет речь, иначе разговор не получится, да и вообще, род человеческий может вымереть :-))

  3. Я не обобщаю, это естественная женская реакция: личное — на первом плане, общество, политика — во вторую очередь.

  4. Не стоит так обобщать, тут ни при чем проблемы пола и личной жизни вообще 🙂 Я говорю о нетерпении в политике, в общественной жизни, которые свойственны нашему обществу. И все.
    К тому же, сказанное о «дистанцировании» от общественной жизни — вовсе не совет кому-либо, я только о себе говорю. Для себя я не вижу другого выхода. «Безумствуйте, кому охота…» 🙂

  5. Здравствуйте. Не знаю, что за дата, хорошая или печальная — 40 лет на одном месте, но так вот сложилось.
    Примерно об этом повесть «Последний дом».

  6. Здравствуйте. Простите меня, я помню про Вас, просто мелкие дела заели. Мне самому интересно, что получится. Возился с техникой, с мастерской… звери болеют, и все такое… Написал в этом году маловато, недоволен. Вы хорошо написали про Приятие, я бы так не смог. А о своей жизни… наверное, у Вас больше впереди, это прекрасно, просто подводить итоги рано.

  7. Никто не знает.
    Да, нетерпение, а почему? Почему им хватает терпения- американцам, финнам, шведам (я уж не говорю про японцев-китайцев), а нам- нет?
    Ведь все идеи- политические, социальные, экономические- это «давно пробежавшие волны» (кстати, хорошо сказано) Но у них как-то получается бежать за волнами с правильной скоростью, соблюдая дистанцию, и куда-то добегать, а мы постоянно бросаемся в набегающую волну, захлебываемся и тонем. Уже потом, добежав и отдышавшись, они оглядываются и говорят: эта была правильная волна-идея, а вон та- неправильная. У нас же до этого «потом» так и не доходит. Мы пускаем пузыри на дне. Всегда. Мы такие.

    Возможно во Вселенной должно быть все. В том и числе и «русские», которые являют миру абсолютную неспособность устроить общественную жизнь согласно правильным идеям. Но вдруг там, на дне поражения, есть то, что никогда не найдешь на поверхности, даже богатой, сытой и обустроенной? Но это что-то не идея, не еще одна волна. ЭТО невозможно осмыслить, культивировать, использовать. ЕГО может и нет. Но может и есть. Никто не знает.

    Во вселенной все течет, все перетекает из одной противоположности в другую. Две тысячи лет назад не было никакой России. Через две тысячи лет не будет никакой России. Мистики и физики говорят: времени нет, прошлое, настоящее и будущее существуют в «Сейчас». Вот так и Россия, русскость. И есть они- и нет, и еще раз есть- и еще раз нет, и еще, и еще, и еще…
    Насчет энергии- да. Есть ПРИЯТИЕ, которое принимает и приятие, и неприятие. Эта первичная Энергия, из которой исходят все другие энергии, противоречащие и согласные. Ее еще называют Богом или Единым. И это точно не ново. Зато всегда тут, всегда сейчас.

    А о жизни своей вы хорошо рассказали. я о своей так не смогу.

  8. Согласились бы, если б я написал понятней, мне не сорок, это я сорок лет в одном месте сижу :-))

  9. Наверное, я неясно выразился, мне не сорок лет, конечно, это я 40 лет на одном месте сижу, И.Муромца перещеголял :-))
    До этого я жил 23 года в Эстонии, потом три года в Ленинграде.

  10. Конечно, не все плохо, особенно, если сравнивать с событиями, которые я еще в детстве застал, и помню (1948-1953 гг), их испытали мои родители на себе. Но и сейчас происходят печальные события в науке, и культуре в целом. Поэтому, естественно, возникает желание дистанцироваться, как это было у многих в 70-ые годы, хотя по несколько иным причинам.
    Конечно, я максималист 🙂

  11. Вы максималист — возможно, поэтому вам трудно найти мир вокруг, при том, что вы нашли его внутри. Плюньте на события в стране, других уже не будет, и не все так плохо. А друг это путь к обретению лада во всем.

  12. Ну, мое затворничество не совсем такое, как Вы нарисовали 🙂 У меня было несколько браков, любови, дети, увлечений куча, и было три дела, фундаментальных, в которых я выложился, и до сих пор выкладываюсь, как могу 🙂 Рожаю, как умею :-))

  13. Меня моя жизнь вполне устраивает, если иметь в виду интересы, и то, что я делаю. Я ведь пробовал разное. Другое дело — насколько удается, но это уж как получится 🙂
    Если же Вы о новой жизни как о перемене мест, окружения, то, понимаете… Я лишусь того малого, что имею, а получу только сплошное раздражение и нелюбовь. Все мои темы и слова уже во мне, а то, что я слышу за спиной — нужный мне фон, мой язык, мой пейзаж и все такое. Я разочарован не этими вещами, а тем, как конкретно развиваются события в стране, которая стала мне родной. Ни за одну другую я не будут так переживать (и материть тоже 🙂 А это очень важно — для меня. У меня есть приятель, который говорит, что ему все равно, в какой стране жить. Есть такие люди, ничего плохого. Но я не такой, я связан с событиями в стране, в которой живу. Другое дело, что я не пишу об этом, у меня нет публицистического «задора», куража. Я пишу только о своем, но в это свое входит пусть в сильно обработанном виде — и мое отношение к стране и языку.

  14. Если бы женщина решила так затвориться от мира (скажем, под 40 и одна), ее глодала бы мысль, успеет она родить ребенка или нет. Нетерпение, скажете?
    А мужчина — да, затворился, а с ребенком успеется, переиграть можно когда угодно.
    Только поэтому с Вами не соглашаюсь.

  15. Не знаю, возможно. Даже наверняка. В принципе, глупость, к примеру, универсальней. Или любовь. Речь о конкретной ситуации, которую, если ее растянуть лет на 70, выглядела бы не хуже, чем становление США, к примеру. А может и лучше.
    Но спорить не берусь 🙂

  16. Наверное, этот свет в Вас. Меня хватает только на то, чтобы осветить картинку — скудно-скудно… Утешает, что именно этим занимался (куда лучше, конечно) сам Рембрандт.
    Разумеется, жизнь не кончилась. Я просто подвел некоторые свои итоги, в отношении к действительности — 40 лет на днях исполнится.

  17. Рад слышать Вас. Ради таких встреч стоит оставаться в Интернете.

Обсуждение закрыто.