104. Первое марта, день открытий…

Солнцу с утра не расшевелить застывшую воду, на ней тонкое стеклышко с мутно-молочным краем. Новые птицы галдят и суетятся, словно зима позади. Я не верю, и все мои тоже не верят.
Подойдя к дому, я вспомнил, что давно перестал заходить сзади, как делал в большие морозы. Там у мусора меня ждал Макс, шел навстречу, это был наш порядок вещей. Растаял лед, снова замерзла вода, и за домом возник ледяной бугор, не за что уцепиться. Мы договорились с нашими встречаться у подъезда, туда тоже выходят подвальные окна, и можно ждать. Согласились все, кроме Макса, спереди его никогда не было, и я выходил еще, звал его, и он откликался. Но сегодня что-то толкнуло меня за дом, хотя там чертовски скользко. Кое-как пробился к нашей дорожке — и увидел Макса. Он сидел, нахохлившись и смотрел в мою сторону. Он еще не видел меня за деревьями, но я-то узнал его!. Значит, он каждый день… И меня нет! Потом я появлялся… Но с другой стороны! Утром он снова приходит, ждет… Я все делал не так! Для него это было важно! Что делать, если он не так расторопен, гибок, сметлив, как Клаус, не так быстр, как Хрюша, не так мудр, как Алиса?.. Он каждый день ждал, что сегодня обязательно будет правильно!.. Здесь ему легче спасаться от Серого — видно издалека, и можно быстро сместиться к девятому, укрыться в тихом и темном подвале… И мусорка рядом… Это не мелочи, я должен был понимать! Нет, я все-таки безнадежен, недоделанный кот!
Я позвал его и вытащил единственный кусок рыбы, который нес всем. За верность, стойкость, глупость его и неуклюжесть, за все, чем он отличается от других, и дорог мне… Я знал, что потом пожалею, с пустыми руками, увидев глаза своих, но не мог удержаться. Смотрел, как он жадно глотает, постоянно оглядываясь, не приближается ли его враг… «Никто не посмеет на нас напасть! » — я говорил ему, и видел, что мой голос его успокаивает. Ему так нравилось — я иду, а он, издалека завидев, бежит навстречу. И он каждый день хотел, чтобы повторилась эта страшно важная малость — и не было! Зачем ум, если такая простая вещь не пришла мне в голову?..
И я решил всегда так ходить, как он хотел.

105. Второе марта, плюс два!..

На рыжие и коричневые плеши за ночь накинута дырявая простыня, льстиво и небрежно — все равно проглотят. Кочки стали еще опасней, иду, проклиная людей и зверей. Людей за дела или разговоры о них. Зверей — за молчание и терпение. Себя — за непонимание… Никто не встречает меня, только у самого подъезда молча возник Хрюша, пошел рядом. Он что-то хотел сказать мне, слишком сложное для его языка. Может, про котят? «Как мы жили, Хрюша, так и будем жить, — я сказал ему, — пусть и они попробуют…» Хотел добавить — «ведь и тебе я когда-то дал шанс… » — но решил, что это бестактно.
В подъезде Клаус, нюхает лужицу около лестницы. И Хрюша туда же, о чем-то оживленно переглядываются… Запах на лестнице! Я знаю, как это опасно! Беру Клауса за круглые бока, несу наверх, он тяжелый, горячий, сопит, но не сопротивляется. Хрюша постоял и побежал за нами. Действительно, март, похоже, весна… В кухню никто не ходит, все обо всем знают, но предпочитаем не обсуждать. Перебрались в комнату, здесь едим, спим и пишем картины.
Но кто же это оставил свой знак в подъезде? Клаус добивается, чтобы его выпустили туда, быстро улепетывает и прячется под лестницей, ничего не объясняя. И Хрюша хочет туда же. Не понимаю, зачем?.. Там никого!
Вышла Алиса, села на рукопись, довольная и усталая. Завидую, для нее все так просто! А мне трудно объяснить даже себе, что за страсть ставить пятна и сравнивать их, какой смысл в этой нервной и острой игре? Тоже борьба за жизнь, изощренная и искусная?.

106. Запах в подъезде.

Пятое марта, с утра плюс пять, под ногой шелестит, скрежещет и хлюпает. Много света. Собрались все, кроме Макса и Стива, уплетали салаку с кашей. Где же мой пограничник?.. Нет его за кустами, нет и за березами… В такую погоду в подвалах обычно пусто, и вот именно здесь нахожу бедного Макса, в темноте и вони — он сидит на Клаусовом месте, удобном зимой, а весной это тюрьма!.. Он подавлен, шерсть сухая и ломкая, сбивается к комья. Опять Серый?.. Принес ему миску супа и сторожил, пока он ел.
По-прежнему запах на лестнице беспокоит всех, особенно Клауса и Хрюшу. Клаус знает больше других, то и дело предлагает мне прогуляться, а я делаю вид, что не понимаю его намеков. Ходи через форточку, дружок!
Шестое марта, снова плюс пять, снег тонкими кружевами, серебро вперемешку с грязью, и лед, лед… Хрюша в подъезде увидел уборщицу, заметался, я схватил его, прижал к себе, это помогает. Он затих, и мы проскочили, несмотря на ворчание и злобные выпады за спиной — «развели, а самим есть нечего…» Потому и нечего, что никого не щадим. Серый не то, что люди, — когда отгоняет Макса от дома, не думает его губить… Этот Серый ест больше всех, я отодвинул его и говорю — «имей совесть! » Он не возражает, тут же уходит, а через минуту возвращается, ложится рядом с ящиком, в котором Алиса кормит котят, не сдвинешь. Он удивляет меня своей преданностью, трогательной для такого грозного зверя.
События вокруг лужи на лестнице развиваются. Хрюша поел и завопил во весь голос, рвется кого-то бить, и все из-за одного запаха, потому что ни следа, ни звука!.. Он больше всех орет и суетится, первый в поисках той отличницы, что оставила свой намек на ступенях. Он все отчаянно разыграет, подерется неизвестно ради чего, остынет, устанет, ляжет у батареи, положит лобастую головенку на лапы и забудется крепким сном. Через полчаса очнется, вскочит, убежит…

107. Вторник, ливень, обычные драки…

Вечером отчаянный ливень, ночью такой же бешеный ветер промыли и высушили землю, теперь я отчетливо вижу белила с пятнами сажи, желтую охру с умброй жженой… Наш стыдливый пейзаж — «Добавь косточку, сынок…!» И по этим пятнам, серым, коричневым и черным, с процарапанной до грунта прошлогодней травой, я шел и звал Макса, свистел и шипел. Никого, кроме сиамского, он сидел на горочке и наблюдал за пестрой после монотонной зимы природой… Наконец, появился беглец, пришлось уговаривать его, чтобы пришел домой. Как назло, почти у подъезда к нам подскочил сиреневый пес с седой бородой. Он заглянул Максу в лицо, тот зашипел, и спрятался под балкон. Дальнейшие просьбы и уговоры не помогли, я оставил его и ушел. Пусть набирается мужества, не убьет его Серый!
А Серый поцапался с Хрюшей в узком проходе из передней на кухню. Дракой не назовешь, задирался обнаглевший Хрюша, замахал лапами и дал Серому по носу. Тот не стерпел и решил отлупить малыша. Пришлось мне вмешаться, доказывать, что Хрюша вне подозрений. А потом сказал Хрюше — «это в последний раз…» Над оврагом хрипло кричат вороны, собираются вить гнезда. Хрюша заунывно воет перед дверью, хочет на лестницу…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.