Жестокий рассказ (1984г)

КРОЛИК.

Студентом я работал на кафедре биохимии, и мне приходилось убивать животных. Наука требует, надо так надо — и я их не жалел. Когда шел к зверям, как-то собирался, думал только о деле, и никогда не заходил в виварий просто так — поиграть с ними, покормить, как делали другие студенты, которые не убивали. И потом я не жалел об этом, и вообще не думал, а убивать перестал, потому что необходимость отпала: теперь я работал по-другому — изучал молекулы животных, а убивал кто-то другой. Я получал мутноватые растворы —и ни о чем не думал. Дома у меня жили собака и кошка, я их любил, и не мог представить себе, что кто-нибудь убьет их.
Но однажды оказалось нужно убить кролика и взять его мясо для опытов. Так случилось, что вокруг меня не было в тот момент людей, которые брали это на себя, с нужной сноровкой и не размышляя, и мне пришлось взяться самому. Много лет я этого не делал. У меня не было ничего для убийства, никаких приспособлений, облегчающих это дело, как было раньше, и я решил усыпить его эфиром и во сне перерезать горло, чтобы он не мучился. Никто мне не стал помогать, хотя всем нужен был этот мертвый кролик не меньше, чем мне. Я давно знал, что многие любят плоды черной работы, и неприглядной, но руки оставляют чистыми. Все знали, что убить нужно, но помогать никто не хотел. Я умел это делать — вот и делай…
Я вошел в пустую комнату и положил кролика на пол. Он сидел тихо, не шевелился…
Что-то изменилось во мне за эти годы, само по себе. Может, думал о чем-то, страдал, наверное, стал взрослее… А может еще что-то произошло? Только я не мог его убить, не умел, и признаться в этом не мог. Почему? Ведь столько раз убивал — и ничего, а теперь — не могу?..
Я усыпил его, и все подливал эфир, и у меня закружилась голова — вот сейчас я упаду здесь, рядом с ним… Я взял нож и начал перерезать ему горло. Он дернулся, я испугался и отпустил его. Кровь текла медленно, так он долго будет умирать. Я стиснул зубы и с остервенением стал перепиливать горло, с тупым отчаянием, руки у меня дрожали…
Наконец, я убил его и вырезал кусок мякоти из бедра. Ради этого он умер. Моя вера в необходимость его смерти была поколеблена. Он лежал на полу серой тряпочкой, голова откинута. Кровь я вытер.
.

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Жестокий рассказ (1984г): 23 комментария

  1. Re: Вы думаете что я не понял Дана?

    Конечно знакомы:)
    А я вообще убийца, на лягушку в темноте наступила. И дого потом меня холодом прохватывало от воспоминаний, и от того, что не проверила даже, жива она или нет, несильно вроде придавила.

  2. Вы думаете что я не понял Дана?

    Знаком с теми чувствами,
    когда, много лет назад, вытаскивал из лужи мазута воробья,
    мы с ребятами, а им всем было по 12-14 лет,
    скоблили тому воробышку перья от нефтепродуктов,
    летать он все равно не мог, исход летальный;
    благодаря вам вдруг вспомнил…
    Очень переживал, возможно, от своей беспомощности.

  3. Re: Тот случай когда искренность

    Отличный был композитор, Сальери, его вещи до сих пор дети играют, а это что-то значит. Любой профи Вам скажет.
    И Моцарта не травил. А Моцарт именно счастливый был, хотя жил недолго и бедно. Он успел.

  4. Тот случай когда искренность

    ну не вредит никому!
    Сальери от Сатаны? Побойтесь Бога! Да несчастный человек он!
    :))))

  5. Re: Я вам обещал, выполню

    Вот и пишите.
    А Бог, он Моцарту дал, а нам самим приходится 🙂

  6. Про родственников и чужаков

    Трудно обьяснить словами иногда,
    вы не верите в мистику,
    это хорошо,
    но если вокруг все происходит так,
    что мистика
    ну очень легкое обьяснение к тому что происходит,
    но…
    происходит!
    лыблюсь из всех усилий:
    :)))))))

  7. Re: Честно говоря

    Так и я вегетарианка только по постным дням:) И с удовольствием ем и ветчину и окорок. И готовлю из мяса, совершенно не думая, что это чья-то ляжка. Глупо терзаться этим ежедневно. Да и растения тоже живые, и тоже что-то чувствуют, как теперь наука открыла. Не помирать же с голоду:) Да и сами животные лопают друг друга за милую душу.
    Но бывают моменты, вот как описанный Даном — когда все это режет душу. И это не может быть иначе. Это выпирает из гармонии, как нераскаянный грех. Как напоминание о нашем несовершенстве. Душа не мирится с этим.
    В промышленных масштабах убивают теперь током. Вернее, слегка пришибают, а потом подвешивают на крюки и конвейером они едут дальше, и им режут глотки. Мою подругу как-то запрягли всем девичьим курсом на бойню отрабатывать трудовую повинность. Такое вот идиотство. Именно глотки резать. Она долго не могла есть мясо, все они. После месяца этих трудов были как пришибленные и след на всю жизнь остался.

  8. Re: Вы задумчивы?

    Я тут хотел переставить местами два своих коммента и запутался в этом ЖЖ окончательно! Sorry!
    300 генов — это немного от общего их числа, и говорит об явном родстве. Поэтому идея Стругацких эффектна, но вряд ли верна. Родственники опасней чужаков 🙂

  9. Я вам обещал, выполню

    Там и 1984 год есть.
    Сам иногда удивляюсь и себе, и другим…

  10. Вы задумчивы?

    Гениальное — все просто.
    Триста генов то же самое что и один ген,
    уже не та конструкция, лапы, хвост, обьем мозга..
    Первобытная община у нас во дворе, лохматые небритые мужики и женщины что после 25 годов уже умерли, их много,
    на первобытных помойках…
    Дан, а если бы мы все были посерьезнее.
    Мышь умнее человека в процеоое дрессировки,
    это не мое мнение, чужое.:)
    Про крысу я совсем молчу.
    :)))

  11. Re: Почти шутка

    Если есть идея, не обязательно писать прозу — напишите статью, отошлите в «Русский журнал», он такие соображения публикует.
    А литературный мир лучше не покорять, такое болото… 🙂

  12. А я вам верю, Дан

    Только что перечитал Стругацких «За миллиард лет до конца света».
    Была одна странная мысль,
    что на этой планете инопланетяне-
    это мы, человеки. Зачем глядеть на небо, тот кто разрушает эту планету и есть чужеродная сверхцивилизация.
    Аркадий и Борис Стругацкие «копали» очень «высоко»,
    может быть, мы и есть та отвратительная инопланетная цивилизация,
    которая враждебна планете «Земля»,
    уничтожая все живое на ней?..
    Вот вам и «кролики»!
    🙂

  13. Re: Метод проб и ошибок

    Путей познания мира много, и не все они связаны с уничтожением животных. Да, право сильного и безнравственно. выводы мы делаем одни и те же — теоретические, а дальше дорожки расходятся 🙂
    Вы говорите, что же делать, живу как все.
    Я говорю — не хочу так жить, мне наплевать, что большинство поступает вот так, и эту цивилицацию я в гробу видал.
    Она и будет в гробу, как только выкачает все ресурсы и уничтожить все живое.
    Закон хороший, но дело хуже: человек уже своим присутствием и образом жизни противопоказан всей остальной жизни на земле.
    От меня лично не так уж много зависит 🙂 но я стараюсь не делать ничего такого, чтобы жизнь разрушало, и стараюсь ей помогать выжить, в меру моих сил.

  14. Метод проб и ошибок

    Это путь познания человечества того мира в котором он
    имеет честь пребывать. Во первых.
    Право сильного. Безнравственно, но это так. Во вторых.
    Это не моя дерзость. Оппонирую вам как в научном диспуте.
    Всего лишь.
    :0)
    В Эстонии принят закон по которому нельзя без необходимости уничтожать насекомых. Наказуемо. Напр., полить болото в котором квакают лягушки дустом или потравить экологически чистое болото отравляющеми веществами, зарином, напр., как немцы в первую мировую.
    :0)

  15. Честно говоря

    Мне так не хотелось бы вам возражать.
    Ольга Наумовна!
    Инструкшн как резать свинью либо каплуна:
    (как это делают в русских деревнях)
    нужно привязать крепкую веревку или ремень к задней ноге
    свиньи (чтобы не убежала, раненая свинья может долго бегать по деревне орошая землю кровью и исторгая «нечеловеческие визги»
    на всю округу, известны и такие случаи)
    затем нужно оглушить тяжелым предметом (это может быть даже кузнечный молот), но оглушить в меру, чтобы не убить сразу — мясо будет порченно-синее если не вывести кровь из туши,
    валить свинью на бок, держа ее чтобы не вскочила после оглушения,
    воткнуть нож чуть выше сердца, делая внутри диагональное движение чтобы перерезать яремную аорту (резануть питающие сердце сосуды),
    подставить емкость для сбора крови (для дальнейшего изготовления кровяной колбасы, напр.), еще работающее сердце выкачает всю кровь из туши,
    а самая главная работа начинается после, смолить тушу (сейчас это кустарно делается паяльной лампой),чистить от грязи что после смоления гораздо проще,
    мясо разделанной туши следует выдержать перед употреблением день два, т.к. свежее мясо при употреблении токсично для человеческого организма и вызывает отравление.

    Следует иметь ввиду что откармливаемых животных не стоит нарицать именем, будь то кролик или корова, можно потравиться от одного воспоминания о б умершем животном;

    так делали наши предки, заготавливая мясо на зиму, вялили, солили,
    они ходили в церковь, молили Бога за свои грехи.

    сладкий окорк на столе, красная икра, птичьи деликатесы,
    мы знаем что всю эту «грешную работу» за нас выполняют другие,
    но без мясной пищи мы еще не научились обходиться.

    почитаем konjabal , он в чем то ну очень прав!
    :0)

  16. Re: По моему

    Нет никакого алтаря и не может быть. 99% опытных животных погибают в руках неумелых и неспособных экспериментаторов совершенно бессмысленно и бесполезно. Я это знаю совершенно точно. Это первое. Второе — кто, собственно, дал право нам распоряжаться их жизнями для своей пользы?
    Последнее время эти мысли постепенно проникают в научную среду.

  17. Re: По моему

    Не согласна:) Какие уж мы там творцы-жрецы такие, чтобы ради своих творений жертвы приносить? Все, что
    человеческими руками сотворено недолговечно и непрочно, все рушится и ржавеет, рассыпается в прах, одно лечит — другое калечит. А чувство вины и собственной жестокости нормально и естественно. Это расплата за первородный грех. Вся тварь через нас страдает. Как наш старенький батюшка любит повторять — непослушание первый грех. Из-за этого все пошло в мире не так, как должно было. Одной заповеди соблюсти не могли, теперь десять понадобилось:)

  18. Затруднительно что либо сказать по поводу способа «умервщления»
    курицы. Можно было сначала отвернуть ей голову сломав хребет,
    а потом допиливать ножом, но птичье тело надо бы держать при этом рукой, известны случаи что «обезбашенная» курица либо петушок носились «без башни» по огороду и очень ловко,- примитивное животное.
    Однажды моя мать позабыла наполнить поилку у цыплят, так они стали расклевывать друг друга в кровь пытаясь добыть влагу для утоления жажды, я очень переживал по этому и не скрывал этого ни от кого, на что свояк стал меня успокаивать — недостойны онЕ этого.
    Я все равно не мог этого понять — как можно …
    Веселенькая тема у нас.:)
    Кто продолжит?

  19. Re: По моему

    То был не студент, а жрец науки (кавычки опускаю), приносящий в жертву невинное существо не ради уплотнения своего чрева, но в угоду тому Молоху что требует себе жертв в угоду Науке, Богине для избранных.
    Переживания по этому поводу вторичны. 🙂

  20. Re: По моему

    А какая разница, какой глагол? Все равно кролик мертв. И умертвил, убил его человек.
    Кроликов я ем. А зарезать бы не могла, разве бы с голоду кто умирал. Умом все понимаю, а душа не вмещает этой жетоскости.
    Когда я маленькая была, родители держали поросенка. Борьку. Резать его конечно позвали кого-то. А есть его никто не смог. Я помню лица взрослых над тарелками, переглядки их тоскливые. Они все равно чувствовали себя убийцами. Мне конечно не сказали, из кого щи. Я все поняла. Но не спрашивала, и делала вид, что не понимаю. Перед самой собой делала, в пять-то лет! Чтобы не знать этой правды, не думать о ней. Откуда это в ребенке? Как и все, сказала, что не хочу есть. Не знаю, куда потом Борькино мясо дели. Продали наверное.

  21. Нашей семье «в те времена» принесли в подарок курицу, живую.
    Все хотели есть, но никто не хотел быть жестоким. Поискали соседей, но им тоже там жену по пьянке избить — это нормально, а зарезать бедную, несчастную курицу — это жестоко.
    Так это меня разозлило, что пошла наточила нож и спокойненько ее порезала. Есть ее с непривычки было трудно, но хотелось.
    А в семье в который раз утвердились в мысли, что я жестокая.

  22. По моему

    Вы очень строги к тому студенту, Дан, употребляя в рассказе глагол «убить».
    Убивают убийцы, а этот кролик был жертвой принесенной на «алтарь» науке. На скотобойне работают не «убивцы», а мясники. Тоже есть професия такая, тьфу, однако…
    Про искусство. В нем есть элемент обольщения, обольстить, заворожить, удивить, восхитить, в искусстве всегда есть элемент неправды. Обольстить желающих быть обольщенными! :0)

Обсуждение закрыто.