Еще немного, хотя ночь.


Какие-то цветы, картон, смешанная техника.
………………………………………

«Кто идет?»
……………………………………….

Перо, тушь, несколько витиевато.
…………………………………………

А это, пожалуй, слишком просто
……………………………………….

Хуторок в степи. Вечер, закат. Цветная бумага, чернила, перо, кисть.
………………………………………..

Когда-то Карадаг был открыт, и мы ходили из Коктебеля на биостанцию. Не мусорили. Точностью мои рисунки не страдают, я больше по памяти…
……………………………………….

А это очень старый рисунок. Страсть к усилению, экспрессионизьм в крови, он и подточил мой примитивизьм…

Автор: DM

Дан Маркович родился 9 октября 1940 года в Таллине. По первой специальности — биохимик, энзимолог. С середины 70-х годов - художник, автор нескольких сот картин, множества рисунков. Около 20 персональных выставок живописи, графики и фотонатюрмортов. Активно работает в Интернете, создатель (в 1997 г.) литературно-художественного альманаха “Перископ” . Писать прозу начал в 80-е годы. Автор четырех сборников коротких рассказов, эссе, миниатюр (“Здравствуй, муха!”, 1991; “Мамзер”, 1994; “Махнуть хвостом!”, 2008; “Кукисы”, 2010), 11 повестей (“ЛЧК”, “Перебежчик”, “Ант”, “Паоло и Рем”, “Остров”, “Жасмин”, “Белый карлик”, “Предчувствие беды”, “Последний дом”, “Следы у моря”, “Немо”), романа “Vis vitalis”, автобиографического исследования “Монолог о пути”. Лауреат нескольких литературных конкурсов, номинант "Русского Букера 2007". Печатался в журналах "Новый мир", “Нева”, “Крещатик”, “Наша улица” и других. ...................................................................................... .......................................................................................................................................... Dan Markovich was born on the 9th of October 1940, in Tallinn. For many years his occupation was research in biochemistry, the enzyme studies. Since the middle of the 1970ies he turned to painting, and by now is the author of several hundreds of paintings, and a great number of drawings. He had about 20 solo exhibitions, displaying his paintings, drawings, and photo still-lifes. He is an active web-user, and in 1997 started his “Literature and Arts Almanac Periscope”. In the 1980ies he began to write. He has four books of short stories, essays and miniature sketches (“Hello, Fly!” 1991; “Mamzer” 1994; “By the Sweep of the Tail!” 2008; “The Cookies Book” 2010), he wrote eleven short novels (“LBC”, “The Turncoat”, “Ant”, “Paolo and Rem”, “White Dwarf”, “The Island”, “Jasmine”, “The Last Home”, “Footprints on the Seashore”, “Nemo”), one novel “Vis Vitalis”, and an autobiographical study “The Monologue”. He won several literary awards. Some of his works were published by literary magazines “Novy Mir”, “Neva”, “Kreshchatyk”, “Our Street”, and others.

Еще немного, хотя ночь.: 6 комментариев

  1. Re: Хуторок в степи.

    Я серьезнее вас?
    Нет.
    Уже два вопрсительных знака.
    ??
    Вы серьезнее меня.

  2. Хуторок

    Желтый цвет, причем не охра, не желтенький кристал,
    имеют отношение к вашему вдохновению?
    Не согласен. Вы очень умело как мастер используете этот цвет.
    Не он вами, а вы владеете этим цветом.
    Ладно, мнение дилетанта.:)))

  3. Re: Хуторок в степи.

    А мне часто говорят — «побольше улыбок!»
    А Вы еще серьезней меня…
    Вдохновила желтая бумага 🙂

  4. Re: Еще немного, хотя ночь.

    То недооценивают, то переоценивают… 🙂
    Договориться со мной просто :-))… но лучше завидуйте Сезанну,его уровню.
    Но если, благодаря мне, Вы начали смотреть Моне и Сезанна, то моя задача в ЖЖ почти что выполнена.

  5. Хуторок в степи.

    Я такого не видел в живописи совсем.
    Подскажите кто вас вдохновил.
    Меч Армагедона не сравнится с этим.
    Без улыбок.

  6. Еще немного, хотя ночь.

    Вы из тех людей которых многие недооценивают.
    Те кто по своей перезанятости, невозможности чуть остановится, всмотреться.
    Посмотрел ваши картины и наброски …
    У меня восторг, с удовольствием смотрю на все что вы сделали, даже зависть какая то появилась, но это по хорошему. 🙂
    Договорились, я вам завидую.:)))
    Ну, завидую.
    Благодаря вам я начал смотреть на Клода Моне, Сезана…
    А ведь живопись одного уровня, с небеспредельным отношением к тому что…
    незрячим нужно быть чтобы не увидеть!
    Продолжу позже…:)

Обсуждение закрыто.